Особенности эксплуатации систем сотовой связи

В России продолжается развитие сетей подвижной сотовой связи. Началась и успешно продолжается эксплуатация сетей связи третьего поколения – UMTS, первая коммерческая сеть уже запущена в Санкт-Петербурге оператором «Мегафон». Согласно условиям лицензий, выданных трём основным операторам сотовой связи, во многих регионах сети 3G запущены с конца 2008 г. В настоящее время в стране эксплуатируются сети сотовой связи, включающие десятки тысяч базовых станций, большое количество коммутационного оборудования, оптоволоконных линий, оборудования систем передачи и т. д. Естественно, такая распределенная инфраструктура требует постоянного контроля и поддержания высокой работоспособности. Эксплуатация сетей сотовой связи имеет ряд серьезных отличий от эксплуатации фиксированных сетей, в частности, необходимость: - большого количества групп оперативного реагирования на аварии или проблемы в сети; - постоянного анализа огромных массивов статистической информации о качестве работы сети; - наличия у сотрудников, обслуживающих базовые станции, разрешений на высотные работы; - проведения регулярного и дорогостоящего обучения сотрудников у поставщиков оборудования (Nokia Siemens, NEC, Ericsson, Huawei и др.), что обусловлено его постоянной модернизацией; - выполнения большого количества регулярных работ по пуско-наладке новых объектов, оптимизации сети, установке дополнительных плат и модулей; - обслуживания объектов, расположенных в труднодоступных местностях, например в горных районах. Практически в любой компании – операторе сотовой связи существует ряд основных технических подразделений, которые отвечают за развитие и работу сети, таких как: - отдел планирования сети; - отдел строительства; - отдел энергообеспечения; - отдел эксплуатации сети; - отдел оптимизации сети. Понятно, что все эти отделы работают параллельно, однако на этапе эксплуатации уже построенной сети задействованы четвертый и пятый отделы. Основная цель таких подразделений – бесперебойная работа любого сетевого элемента. Как кто-то удачно пошутил, если сотрудник подразделения эксплуатации сидит и ничего не делает, то ему можно платить премию, так как все работает в штатном режиме. И наоборот, если бегает и суетится, значит, что-то не работает. При этом, чем выше по должности данный сотрудник, тем серьёзнее авария. Чем сложнее организация сети, тем сложнее она в эксплуатации. Для примера рассмотрим участок сети, которая должна обеспечивать население услугами голосовой связи, SMS, MMS, GPRS. Для реализации данного сегмента необходимо строительство помещения и высотных сооружений, оснащение помещения климатическими установками, поддерживающими температурно-влажностные условия в допустимых пределах, бесперебойным питанием, охранно-пожарной сигнализацией. Кроме того, в помещениях нужно установить коммутационное оборудование (MSC/HLR/VLR), оборудование передачи пакетов и дополнительных услуг (SGSN/ GGSN/SMS/MMS server), оборудование управления базовыми станциями (BSC), оборудование, обеспечивающее каналы связи, оборудование базовой станции, оборудование управления и контроля работоспособности (OSS). Потребуется оборудование, позволяющее организовать присоединение к другим операторам связи и обеспечить доступ к сети Интернет (MGW/IP core, Net/ATM core). После установки, тестирования и запуска всех перечисленных элементов сети, а также получения всевозможных проектных и разрешительных документов, начинается эксплуатация сети. Можно выделить несколько направлений эксплуатации: - электроустановок; - охранно-пожарных и климатических систем; - коммутационного оборудования; - оборудования пакетной сети и дополнительных услуг и сервисов; - линейных, радиорелейных и волоконно-оптических систем связи; - системы (систем) OSS; - оборудования сетей передачи данных. Подобное деление – укрупнённое и довольно общее, но даже оно отражает сложность инфраструктуры и необходимость чётко налаженного механизма взаимодействия. Итак, для поддержания сети в работоспособном состоянии нужно организовать следующие процессы: - круглосуточное дежурство для отслеживания и реагирования на любые аварии и нештатные ситуации; - управление и обслуживание коммутационного оборудования (NSS); - управление и обслуживание контроллеров базовых станций (BSC, RNC); - обслуживание базовых станций и транспортной сети (при этом необходимо наличие мобильных подразделений); - управление и обслуживание оборудования пакетной передачи (GPRS/EDGE, IP); - измерения качества обслуживания сети; - оптимизация сети.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: