Словарь актуальных терминов

Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающей ценностные, институциональные, содержательные и процессуальные аспекты, а также такие факторы, как ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности системы и др.

История как учебная дисциплина – в традиционном понимании школьный учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.

В истории как учебном предмете выделяется более частное понятие учебного курса: курс отечественной истории, курс всеобщей истории. Школьный курс истории в педагогике обычно трактуется как составная часть учебной дисциплины (учебного предмета), представляющая собой дидактическую модель изучениятех или иных её разделов или проблем.

Анализ соотношения истории как науки и учебного предмета позволяет сделать вывод, что в настоящее время одним из ключевых является вопрос о методологии исторического познания. Мировая тенденция к отказу от монодоктринального подхода, формирование в науке методологического плюрализма создали новые условия для развития отечественного исторического образования. Вместе с тем нельзя не учитывать, что система российского общего исторического образования реализуется в условиях геополитических и цивилизационных вызовов, с которыми столкнулась России в современном мире. Эта новая ситуация оказывает на систему исторического образования мощное влияние, которое нельзя недооценивать.

В этих условиях все большее значение имеет формирование профессиональной компетентности учителя история как гражданина и специалиста, обладающего опытом работы с историческими источниками, владеющего основами теории и методологии исторического познания, теории коммуникации. Именно такой компетентный специалист – гражданин и профессионал - нужен российской школе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие проблемы возникают в связи с многозначностью значений понятия «история» в теории и практике обучения истории?

2. Устраивает ли Вас классическое определение истории как учебного предмета, данное в Российской педагогической энциклопедии и Энциклопедическом словаре? Считаете ли Вы, что это определение полностью соответствует современному уровню развития педагогической науки? Как, с Вашей точки, зрения можно дополнить это определение?

3. В каком из своих значений «история» интересна для учащихся разных ступеней и уровней образования, школьных педагогов, вузовских преподавателей, профессиональных историков, общественности, политикам и др.?

2. Базовые параметры школьного исторического образования

Базовыми параметрами системы школьного исторического образования являются ценности, цели, функции, структура и содержание образования. Новое понимание этих факторов обогащает классическую дидактику истории как учебного предмета, существенно влияет на все его параметры.

В настоящее время в России не завершен процесс осмысления новых явлений в теории и методологии исторического образования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о целях и задачах исторического образования как ключевых компонентах системы образования. Причина этого заключается в том, что от понимания целей зависит определение и проектирование всех последующих компонентов системы исторического образования. Практика показывает, что каждый участник дискуссии по любым вопросам исторического образования исходит из собственного понимания целей образования. Обобщая всю многогранную палитру дискуссионных точек зрения по вопросам исторического образования, подчеркнем, что в обобщенном виде позиции оппонентов восходят к двум основным подходам.

Первая точка зрения заключается в том, что цель (сверхзадача) изучения истории – знать «факты, факты и, прежде всего, факты» (под фактами в данном случае обобщенно понимаются события, даты, процессы, персоналии и т.д.). В этом случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного знания / компонент содержания образования, как «то», что учащиеся «должны выучить», а учителя должны «дать» (научить школьников). Отсюда в нашей стране наблюдается и устойчивая традиция построения выпускного/вступительного экзамена, направленная на выявление уровня знаний, и соответствующая традиция подготовки контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена.

Вторая точка зрения - история в школе изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное/поликультурное и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности. Разумеется, при этом понимании определить конкретные цели и задачи истории как учебного предмета и конкретного учебного курса несравненно сложнее. Что при этом подходе учитель может спросить у школьника в целях определения уровня усвоения учебного материала? Как адекватно целям образования подготовить экзаменационные материалы / измерители единого государственного экзамена? Все эти вопросы нельзя считать решенными, дискуссии по этим проблемам продолжаются, и это вполне нормально, естественно, если мы хотим совершенствовать отечественную систему исторического образования в контексте и с учетом мирового опыта.

Решение поставленных вопросов возможно при условии понимания педагогами структуры исторического образования как многоуровневой педагогической системы, для каждого уровня которой характерны определенные акценты в целях и задачах. Систему школьного исторического образования как сочетание трех подсистем, для каждой из которых характерны свои приоритетные цели и задачи мы рассмотрели в первой лекции. Здесь еще раз подчеркнем, что школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.

Рассмотрим цели и задачи исторического образования по трем уровням системы.

1) На предметном уровне (дидактическая подсистема исторического образования) цели и задачи исторического образования определяются логикой развития истории как учебного предмета, фиксируются в требованиях к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. На этом уровне разрабатываются контрольно-измерительные материалы для аттестации обучающихся.

2) На уровне институционально-образовательной среды исторического образования цели и задачи изучения истории определяются логикой развития системы исторического образования как подсистемы общего среднего образования. На этом уровне реализуются в первую очередь отраслевые подходы к историческому образованию, формулируется путем консенсуса созвучное ожиданиям общества понимание целей и задач исторического образования как отражение социального заказа и запроса граждан. На этом уровне разрабатываются компетентностные и метапредметные подходы к историческому образованию.

3) На уровне «внешней» среды (факторы и условия внешнего образовательного контекста) цели и задачи исторического образования определяются тенденциями развития российского государства и общества, геополитическими тенденциями как ответами на вызовы глобализации, исторической политикой государства. На этом уровне формулируются ценностные и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования, прогнозируются перспективы развития образования в России в условиях «информационной революции». На этом уровне особенно заметно влияние государства на школьное историческое образование в аспекте требований к воспитанию патриотической позиции, лояльных граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: