преподавателя права в вузе

Качество обучения и воспитания в вузе зависит, прежде всего, от состава

преподавателей, т.к. какую бы дисциплину ни преподавал педагог, он активно

воздействует на обучаемых, способствует формированию у них определенной

системы взглядов, понятий, мышления. И это воздействие тем сильнее, чем об-

разованнее и воспитаннее сам педагог, чем больше его вклад в науку. Но мало

обладать необходимыми знаниями и умениями, нужны ещё навыки и стремле-

ние организовать на научной основе свой труд и труд обучаемых.

Работа преподавателя вуза должна быть тщательно спланирована, по-

скольку её объём весьма значителен, а видов деятельности много. Подсчитано,

что преподавательская деятельность в вузе включает более 80 работ, выполняе-

мых практически ежегодно в определенной последовательности, предусматри-

ваемой учебным планом и расписаниями занятий со слушателями.

Виды работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом

вуза, можно представить следующим образом.

Учебная работа – основной вид деятельности преподавателя, куда вхо-

дит:

• проведение всех видов классно-аудиторных занятий (лекций, практи-

ческих занятий);

• оценка учебной работы слушателей в течение семестра (контрольные

работы, домашние задания, приём коллоквиумов, контрольные собеседования и

т.д.);

• проведение экзаменов с оценкой знаний слушателей;

• руководство педагогико-правовой практикой, оценка отчётов установ-

ленных типов и участие в итоговых оценочных мероприятиях;

• руководство курсовым и дипломным проектированием (в качестве ру-

ководителя, консультанта, рецензента);

• проведение консультаций, индивидуальных собеседований;

• участие в подготовке аспирантов в качестве руководителя, консуль-

танта, оппонента диссертационных работ;

• работа в приёмных комиссиях;

• руководство научно-исследовательской работой слушателей;

• подготовка к текущим занятиям.

Методическая работа преподавателя включает в себя:

ƒ разработку (переработку) учебных программ, тематических планов

изучения учебных дисциплин и другой учебно-методической документации;

ƒ подготовку к чтению лекций и проведение других видов занятий,

разработку (переработку) лекций, содержания и планов других видов занятий, а

также планов семинаров,

ƒ разработку и подготовку к изданию учебно-методических материа-

лов для проведения занятий (описаний лабораторных работ, заданий для кон-

трольных работ и т.п.);

ƒ разработку дидактических и раздаточных материалов (обучающих и

контролирующих программ, сценариев), учебно-наглядных пособий (плакатов,

схем, стендов, макетов, электронных презентаций и т.п.);

ƒ разработку методических указаний по курсовым и дипломным ра-

ботам и педагогической и учебно-правовой практике;

ƒ участие в научно-методических конференциях, сборах, совещаниях,

семинарах, межкафедральных заседаниях и заседаниях кафедр, предметно-

методических комиссий, открытых и пробных занятиях;

ƒ разработку и анализ мероприятий по оценке и результатам учёбы;

ƒ участие в работе коллектива преподавателей по данному предмету

(руководство группой преподавателей);

ƒ обобщение и пропаганда передового опыта;

ƒ изучение новинок юридической, педагогической и методической

литературы.

Научно-исследовательская работа, в том числе и научно-

методическая, включает:

ƒ выполнение научно-исследовательских работ;

ƒ разработку и подготовку к изданию учебников, учебных пособий по

преподаваемым курсам;

ƒ участие в научных конференциях, совещаниях, семинарах и симпо-

зиумах; обобщение результатов этих мероприятий;

ƒ рецензирование (редактирование) научных трудов, НИР, диссерта-

ций, учебников, учебных пособий, монографий и т.п.;

ƒ участие в редакционных коллегиях научных изданий;

ƒ НИР и ОКР;

ƒ руководство научной работой студентов;

ƒ разработка учебников;

ƒ написание статей, докладов и сообщений.

Учебно-организаторская работа включает:

• участие в работе совета вуза (института), их секций, методических

комиссиях, конкурсных комиссиях по рассмотрению научных работ слушателей

и преподавателей;

• участие в совещаниях и собраниях вуза;

• подготовку докладов по итогам контроля за ходом учебного процес-

са, за составлением и исполнением учебных планов и программ;

• участие в работах комиссий, организуемых руководством вуза или

вышестоящими органами (комплексные и всесторонние проверки и инспекции);

• работу по курированию академических групп, руководство самопод-

готовкой слушателей и участие в воспитательной работе со слушателями;

• самостоятельную работу по повышению своей квалификации;

• служебные заседания и совещания.

Такое обилие видов деятельности, требующей высочайшей квалифи-

кации и практически не оплачиваемой в России, может насторожить людей,

желающих выбрать педагогическую деятельность своей целью.

Планирование и нормирование труда преподавателя

Научная организация труда преподавателей предполагает установление

определённых нормативных показателей для планирования объёма трудовых

затрат. Такие нормативы разработаны и внедрены в вузах. С учётом этих норма-

тивов преподаватель разрабатывает свой индивидуальный план на учебный год.

Если принять годовой бюджет рабочего времени из расчета 6-часового

рабочего дня, в пределах которого профессорско-преподавательским составом

выполняются все виды учебной, методической и научной работы.

Годовой бюджет времени без учёта отпусков, во время которого препода-

ватель обычно также занят тем или иным видом деятельности, за исключением

учебной – 1830-1535 часов.

Нормативными документами устанавливаются пределы нагрузок диффе-

ренцированно для различных групп преподавателей и цикла преподаваемых

дисциплин.

Установление определённых норм времени на деятельность профессор-

ско-преподавательского состава вузов имеет большое значение, поскольку по-

зволяет равномерно распределить нагрузку с учётом задач, решаемых вузом при

заданной численности преподавателей. При этом численность (штатная) препо-

давателей определяется исходя из численности обучаемых на основании дирек-

тивно установленного коэффициeнтa, определяющего, на сколько человек обу-

чаемых приходится один преподаватель. Как известно для разных вузов этот ко-

эффициент колеблется от 4 до 10 и более.

Нормы времени на подготовку преподавателей к лекциям и практическим

занятиям в зависимости от степени разработанности курса установлены опытом.

При планировании времени на подготовку к лекциям и к практическим заняти-

ям в зависимости от степени разработанности курса используют соответствую-

щие коэффициенты. Ориентировочно, доля времени, затрачиваемая преподава-

телем на выполнение различного рода работ составляет: учебная работа –

30-40 %; научно–исследовательская работа – 35-45 %; учебно-организационная

работа – 10-15 %.

Необходимо обратить внимание на то, что в связи с активным процессом

информатизации образования трудозатраты на выполнение даже традиционных

видов работ существенно увеличиваются. Так, если на разработку 1 часа лекции

и практического занятия нового традиционного курса требуется 6 и 2 часа, то в

новых образовательных средах, основанных на применении компьютерных и

телекоммуникационных средств необходимо затратить около 20 часов.

Планирование труда преподавателя

Опыт реальной педагогической деятельности показывает, что для эффек-

тивной работы преподавателя, несмотря на творческий характер труда, требует-

ся планирование. Индивидуальный план работы преподавателя является основ-

ным документом для планирования и учёта всей работы, выполняемой препода-

вателем в учебном году. Практикой работы преподавателей вузов выработано

несколько форм таких планов, структура одного включает в себя пять разделов:

учебная работа; методическая работа; научно-исследовательская работа; учеб-

но-организационная работа; воспитательная работа со студентами.

В ходе учебного года, по мере выполнения тех или иных работ в план за-

носится фактический расход времени. Это позволит в следующем году более

обоснованно планировать свою работу.

Правильно отобрать материал, разбить его на темы и занятия, определить

содержание каждого занятия, наконец, выбрать оптимальное чередование ин-

формационных и репродуктивных форм учебных занятий – всё это большой

труд, требующий не только отличного знания предмета, но и творчества.

Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию

можно представить в виде алгоритма:

• изучение исходной документации;

• восстановление знаний отрабатываемого материала;

• разработка замысла (сценария) учебного занятия;

• разработка структуры учебного занятия;

• выбор методических приёмов;

• моделирование деятельности обучаемых;

• расчленение материала на разделы;

• формулировка основной идеи и выводов;

• отбор фактического материала и иллюстраций;

• отработка плана – конспекта;

• репетиция;

• проведение занятия;

• анализ учебного занятия; фиксация промахов и находок.

Как показывает опыт проведения занятий преподавателями, особенно на-

чинающими, к числу наиболее распространённых недостатков можно отне-

сти:

• отсутствие стержневой проблемы;

• непоследовательность при изложении изучаемой темы;

• многословие;

• неумение чётко формулировать выдвигаемые положения;

• отсутствие аргументации;

• недостаток или избыток наглядности.

Избежать этих недостатков можно на пути тщательной подготовки пла-

на проведения занятия.

Например, в плане- конспекте лекции отражаются следующие вопросы:

• тема занятия;

• с кем, где и когда такое занятие проводится;

• целевая установка;

• материально – техническое обеспечение порядок подготовки к заня-

тию или вопросы контроля, предъявляемые к студентам на занятии;

• содержание отрабатываемого материала;

• замечания и дополнения, вносимые в план – конспект после проведе-

ния занятия.

Разработка плана-конспекта занятия позволяет углубить замысел, распре-

делить изучаемый материал во времени, отбросить всё лишнее, малозначитель-

ное, сформулировать выводы и тем самым придать занятию определенную за-

конченность, завершенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: