Работа с понятийным аппаратом

Как уже говорилось, важнейшее требование к любой научной работе — это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Поэтому в процессе исследования, и особенно на этапе написания отчетных материалов необходимо постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается исследователем в тот или иной используемый термин. Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, начинается работа с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это словари русского языка В. Даля и с. и. Ожегова, Словарь иностранных слов. Эти источники дадут однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. Причем, хотя терминология в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснениях значений слов, позволяет лучше ориентироваться при использовании того или иного термина.

Следующий этап, если речь идет уже о педагогических, психологических, философских понятиях — работа с соответствующими специальными словарями и энциклопедиями.

И, наконец, третий шаг, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для данной работы. Необходимо проанализировать их толкование в педагогической и психологической литературе - монографиях, статьях. Причем, в первую очередь берутся фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции кладутся в основу данного исследования. По этим публикациям целесообразно составить тезаурус - словарь используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований и соотношений между собой. В дальнейшем, при написании отчетных материалов целесообразно пользоваться терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные термины применять только в случае необходимости, когда уже нельзя обойтись без них.

Одновременно можно порекомендовать завести словарь собственной используемой терминологии — по типу алфавитной записной книжки — с указанием значений каждого термина и источника, откуда взято его толкование. Такой словарь будет полезен и при написании отчета, доклада, статьи для самоконтроля, и на стадии доработки рукописи, подготовки ее к публикации.

4 этап – преобразующий, основной по времени и объему работы. На этом этапе определяются пути доказательства выдвинутых гипотез,проходит непосредственно исследование. Выполняется первичная диагностика состояния объекта, проводится эксперимент, создаются и реализуются авторские программы, проекты, вводятся усовершенствованные технологии, модели, педагогические приемы, обобщается опыт работы.

5 этап – заключительный. Проходит итоговая диагностика, обобщение, интерпретация и оценка полученных результатов, оформляются результаты исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: