Министерство образования и науки российской федерации

ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Б Е З О П А С НО С Т Ь Ж И З Н Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников

ПЕРМЬ 2013

УДК 621:658.382 (07)

Безопасность жизнедеятельности: Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2013. - 54 с.

Приведены общие методические указания при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности», список основной и дополнительной литературы, подробная программа, методические указания и вопросы для самопроверки по отдельным темам курса. Представлены вопросы и задачи с методиками их решения для выполнения контрольной работы.

Предназначены для студентов – заочников

© Пермский национальный исследовательский

политехнический университет, 2013


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Настоящие методические указания составлены по примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности " для специальностей высшего профессионального образования, утвержденной Государственным комитетом Российской федерации по высшему образованию и на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Для изучения курса "Безопасность жизнедеятельности" необходимы: настоящие методические указания; учебная литература; нормативные акты по безопасности жизнедеятельности, утвержденные государственными, федеральными и т.п. органами (ГОСТ, Правила, Положения, Нормы и т.д.).

При работе с литературой и нормативными актами рекомендуется вести конспект, который поможет систематизировать получаемые знания, окажет помощь при выполнении контрольной работы, сдаче экзаменов.

Немалую помощь при изучении курса может оказать чтение журналов «Безопасность жизнедеятельности», "Безопасность труда в промышленности", "Охрана труда и социальное страхование".

Изучать курс необходимо в той последовательности, которая приведена в методических указаниях.

Контроль своих знаний по каждой теме производится путем ответов на вопросы самопроверки. Ответы должны быть полными, конкретными, при необходимости сопровождаться расчетными формулами, рисунками и примерами, связанными со специальностью. Эти ответы в университет не высылаются! При возникновении сомнений в правильности ответа или сам по себе вопрос непонятен, можно обратиться в университет за консультацией. Консультацию можно также получить и у работников службы охраны труда предприятия, где Вы работаете.

После изучения всего теоретического курса студентом выполняется контрольная работа, которая высылается в университет на проверку. Основная задача контрольной работы - оказание помощи студенту при самостоятельном изучении учебного материала. В рецензии или личной встрече преподаватель указывает студенту, на что необходимо обратить внимание.

В период экзаменационной сессии в университете организуется чтение лекций по курсу. Лекции являются обзорными или на них подробно освещаются отдельные темы (вопросы) курса.

Количество выполняемых студентом лабораторных работ определяется учебным планом, исходя из того, что на каждую лабораторную работу отводится два академических часа. Выбор лабораторных работ производится кафедрой "Безопасности жизнедеятельности".

Примерный перечень лабораторных работ:

− исследование сверхвысокочастотного излучения и эффективности защитного экранирования;

− исследование методов защиты от производственного шума;

− исследование параметров воздуха рабочей зоны и защиты от тепловых излучений;

− исследование эффективности действия защитного заземления в электроустановках напряжением до 1000 В;

− исследование защитного автоматического отключения питания с аппаратами защиты от сверхтока (защитного зануления) в электроустановках напряжением до 1000 В;

− исследование методов и средств очистки воздуха от вредных газообразных соединений;

− исследование эффективности и качества освещения;

− исследование методов защиты от вибрации.

Экзамен (зачет) принимается у студента при условии представления контрольной работы и положительной рецензией на нее, а также зачета (допуска) по лабораторным работам. На экзамене (зачете) к студенту предъявляются требования в объеме программы, приведенной в настоящем методическом указании. Во время экзамена (зачета) студент должен показать глубокие знания по всем теоретическим и прикладным вопросам и умение самостоятельно применять эти знания к решению инженерных вопросов по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о безопасности жизнедеятельности. Основные нормативные акты Российской Федерации о безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание, научные и практические задачи, объект изучения и средства познания безопасности жизнедеятельности. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности. Краткие исторические сведения о развитии науки об опасностях. Роль науки и образования в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Связь курса безопасности жизнедеятельности со специальными и общеобразовательными дисциплинами. Роль инженерно-технических работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

В Конституции РФ записано:

Статья 37....Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены....

Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии....

Статья 58. Каждый должен сохранять природу и окружающую среду....

В развитие этих и других статей Конституции РФ приняты ряд федеральных законов: Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в РФ, Федеральный закон об охране окружающей природной среды, Федеральный закон о пожарной безопасности, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов и др.

Изучение этих законов позволит более четко уяснить права и обязанности каждого гражданина РФ в области безопасности жизнедеятельности.

Литература: [1, 2, 3, 6]

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимается под безопасностью жизнедеятельности?

2. Каковы практические задачи и объект изучения в безопасности жизнедеятельности?

3. В чем заключаются права граждан на охрану здоровья и информацию о факторах, влияющих на здоровье?

4. Назовите обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.

5. Назовите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

6. Перечислите права и обязанности граждан и предприятий по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: