5.1. Сроки практики устанавливаются в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса на текущий учебный год. Продолжительность учебной практики – 2 недели (см.табл.1).
Сроки и место прохождения практики указываются в направлении, которое необходимо получить в деканате перед убытием на практику.
В случае невозможности прохождения практики в установленные сроки, распоряжением декана по заявлению студента, согласованному с заведующим кафедрой менеджмента сроки прохождения практики могут быть перенесены (п. 3.3 положения о практике студентов).
Таблица 1. – Сроки проведения и продолжительность практики
Очная форма обучения (4 года) | |||
Вид практики | Количество недель | Количество з.е. | Сроки прохождения |
1) Учебная практика | 2 недели | 3 з.е. | 6 семестр III курса |
2) Производственная практика | 4 недели | 6 з.е. | 8 семестр IV курса |
Заочная форма обучения (5 лет) | |||
Вид практики | Количество недель | Количество з.е. | Сроки прохождения |
1) Учебная практика | 2 недели | 3 з.е. | 8 семестр IV курса |
2) Производственная рактика | 4 недели | 6 з.е. | 10 семестр V курса |
5.2. Местом проведения практики являются предприятия, учреждения и организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные и муниципальные), органы государственного и муниципального управления, структуры, в которых практиканты являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело, а также кафедры, научная лаборатория и другие структурные подразделения института, обладающие необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
|
|
Студенты имеют право самостоятельно найти место прохождения практики проходить практику по месту работы. В случае самостоятельного выбора организации для прохождения практики или прохождения ее по месту работы обучающийся обязан не позднее, чем за месяц до ее начала, представить в деканат письменное заявление о месте прохождения практики.
6. Структура и содержание учебной практики
6.1. Структура учебной практики.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы (108 час). Основные этапы учебной практики, основные виды работ и трудоемкость в часах представлены в таблице 2.
Таблица 2.- Этапы учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики. Виды работ | Трудоемкость | Форма контроля |
1. Подготовительный этап: | 2 часа: | Внесение соответствующих записей в календарный план. Беседа с руководителем практики от института | |
1.1 | Согласование места прохождения практики. Получение направления на практику. Организационное собрание. | 1,5 часа | |
1.2 | Разработка календарного плана практики | 0,5 часа | |
2. Учебно-производственный этап: | 102 часа: | Беседа с руководителем практики от предприятия. Внесение соответствующих записей в дневник практики и отчет. | |
2.1 | Прибытие в организацию. Вводный инструктаж. | 2 часа | |
2.2 | Выполнение программы практики (см.п.6.2.) | 90 часов | |
2.3 | Обработка, систематизация и анализ собранного фактического материала | 10 часов | |
3. Подготовка и представление результатов практики: | 4 часа | Внесение соответствующих записей в отчет о практике Зачет | |
3.1 | Оформление отчета по практике | 3,5 часа | |
3.2 | Защита отчета | 0,5 часа | |
Итого: | 108ч. |
6.2. Содержание учебной практики.
|
|
Содержание учебной практики соотносится со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент: организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская и направлено на изучение и анализ особенностей и основных направлений деятельности управления в соответствии с программой практики:
1. Общая характеристика предприятия:
1.1.Организационно-правовая форма предприятия и ее основные характеристики;
1.2. Форма собственности предприятия и ее основные характеристики.
2. Система управления организацией и ее основные элементы:
2.1. Система управления организацией, основные элементы системы;
2.2. Цели и задачи управления;
2.3. Общие принципы и методы управления;
2.4. Основные функции подсистем системы управления;
2.5. Технология управления;
2.6. Оптимизация и совершенствование системы управления.
3. Планирование и контроль работы организации:
3.1. Виды, элементы и функции планирования;
3.2. Периоды времени, методы, структура и порядок осуществления (регламент) планирования;
3.3. Организация ведения учета. Виды учета.
4. Организация работы:
4.1. Тип организационной структуры, ее преимущества и недостатки;
4.2. Состав структурных подразделений организации, состав выполняемых ими функций (работ);
4.3. Порядок распределения обязанностей между работниками.
5. Управление персоналом:
5.1. Система оплаты и премирования труда в организации;
5.2. Система стимулирования персонала;
5.3. Система подготовки персонала для организации;
5.4. Система обучения персонала в организации (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.);
5.5. Методы оценки персонала (аттестация, контроллинг и др.);
5.6. Значимость командной работы в организации. Требования к группе, претендующей на роль команды. Рекомендации по формированию команд.
5.7. Деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации.
5.8. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом.
6. Управление маркетингом:
6.1. Организация службы маркетинга;
6.2. Товарная политика;
6.3. Ценовая политика;
6.4. Политика распределения продукции;
6.5. Политика стимулирования сбыта.
7. Управление финансами:
7.1. Имущественное положение организации (внеоборотные и оборотные активы и источники их формирования);
7.2. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;
7.3. Деловая активность, прибыль и рентабельность организации;
7.4. Финансовая структура организации. Система финансового контроля и управления деятельностью.
8. Операционное управление:
8.1. Управление производством;
8.2. Управление запасами;
8.3. Управление качеством.
9. Стратегическое управление:
9.1. Миссия и цели организации;
9.2. Характеристика основных сильных и слабых сторон организации;
9.3. Характеристика основных возможностей и угроз со стороны внешней среды организации;
9.4. SWOT – анализ, PEST – анализ и прочие портфельные матрицы и методы интеллектуального прогнозирования и стратегического управления.
|
|
9.5. Бизнес – планирование.
10. Информационно – аналитическое обеспечение управления:
10.1. Информация в системе управления.
10.2. Наличие современных технических средств обеспечения системы управления.
6.3. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы руководитель практики от института может составить индивидуальную программу и соответствующий ей календарный план прохождения практики, учитывающий возможность:
- осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию);
- участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- выступить с докладом на конференции.
7. Порядок направления студентов на учебную практику
7.1. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», учебная практика осуществляется на основе договоров между институтом и организациями, осуществляющими деятельность по соответствующему профилю.
7.2. Каждому обучающемуся на период прохождения практики заведующим кафедрой менеджмента назначается руководитель практики от института.
7.3. На подготовительном этапе практики студент совместно с руководителем практики от института составляет календарный план прохождения практики в соответствии с программой (см.п.6.2.) и учетом места ее прохождения.
Календарный план составляется для каждого студента отдельно применительно к конкретным условиям работы и включает наименование работ и индивидуальных заданий, которые надлежит выполнить студенту и сроки их выполнения (см. приложение 1).
С учетом содержания научной и исследовательской работы студента руководитель практики от института может составить индивидуальную программу и соответствующий ей календарный план прохождения практики (см.п.6.3).
7.4. В период прохождения практики руководитель от института консультирует студента по всем вопросам ее организации и проведения; оказывает методическую помощь при выполнении индивидуальных заданий, сборе материалов и составлении отчета о практике; представляет интересы студента перед руководством организации, в которой студент проходит практику.
|
|
8. Обязанности студентов в период прохождения практики
8.1. Перед убытием к месту прохождения практики студент должен ознакомиться с программой практики, изучить рекомендуемую справочную и специальную литературу, проконсультироваться у руководителя практики.
8.2. С момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяется трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.
8.3. В период прохождения практики каждый студент ведет дневник (см. приложение 2), в котором ежедневно фиксирует выполняемую им работу, указывая занимаемую при этом должность.
8.4. В период прохождения практики студент обязан:
– своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;
– проявлять высокую организованность, строго выполнять правила внутреннего трудового распорядка, установленного в организации, соблюдать трудовую и служебную дисциплину;
- ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;
– выполнить программу практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок;
- четко и своевременно выполнять задания и работы, предусмотренные календарным планом практики и индивидуальным заданием;
-участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры;
-проводить необходимые исследования, наблюдения и сбор материалов для написания докладов и сообщений на студенческих научно-практических конференциях;
-научиться применять на практике полученные знания по базовым и профессиональным дисциплинам;
-к окончанию практики уметь выполнять обязанности менеджеров низшего звена управления;
- осуществить сбор и анализ фактических (текстовых, цифровых, табличных, графических и др.) материалов, необходимых для подготовки отчета о практике;
-подготовить письменный отчет о прохождении практики в соответствии с выданным заданием;
-получить от руководителя практики по месту ее прохождения отзыв о своей работе, заверенный печатью;
-в установленный срок прибыть на кафедру и защитить отчет о практике.
8.5. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время распоряжением декана по заявлению студента, согласованному с заведующим кафедрой.
Студенты, не прошедшие без уважительных причин учебную практику, могут быть отчислены из института в установленном порядке как имеющие академическую задолженность.
9. Оформление результатов учебной практики
9.1. В последний день практики студент представляет руководителю практики от института следующие документы:
9.1.1. Отчет о практике (титульный лист отчета представлен в приложении 3) объемом 10–15 машинописных страниц, в котором находят отражение следующие вопросы: место прохождения и длительность практики; описание проделанной работы в соответствии с программой практики и индивидуальными заданиями руководителя;
9.1.2. Календарный план прохождения практики, подписанный руководителем практики от института с отметками о выполнении всех предусмотренных видов работ и заданий;
9.1.3. Дневник прохождения учебной практики, подписанный студентом с указанием краткого содержания выполненной работы и места работы (замещаемой должности);
9.1.4. Отзыв-характеристику по итогам практики, заверенный подписью руководителя и печатью организации, на базе которой осуществлялось прохождение учебной практики. В характеристике отражается умение студента применять полученные в период обучения теоретические знания, объем выполнения программы практики, имеющиеся недостатки в теоретической подготовке студента, оценка работы студента-практиканта в целом (см. приложение 4);
9.1.5. Договор между организацией - базой практики и институтом.
9.1.6. Иные документы организации, полученные студентом в период прохождения практики. В этих документах не должно содержаться сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую, личную тайну, а также иных сведений, не относящихся к предмету изучения и не входящих в программу практики студентов.
9.2. Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.
10. Форма и критерии аттестации по итогам учебной практики
10.1. Организация защиты результатов практики.
Руководитель практики от института организует прием зачетов по практике в последний день практики.
10.2. Аттестация по итогам практики.
Форма аттестации – дифференцированный зачет. Аттестация производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального задания, оформленного в форме отчета.
При защите отчета по практике учитывается:
- объем выполнения программы практики;
- правильность оформления всех предусмотренных документов;
- содержание отзыва-характеристики, выданного организацией – базой практики;
- умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы руководителя практики.
По итогам защиты выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке студента.
10.3. Критерии дифференцированной оценки по итогам учебной практики:
- оценка «отлично» - выставляется студенту, если он своевременно в установленные сроки представил на кафедру менеджмента оформленные в соответствии с требованиями отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; имеет отличную характеристику (отзыв) от руководителя предприятия – базы практики; изложил в отчете в полном объеме вопросы по всем разделам практики; во время защиты отчета правильно ответил на все вопросы руководителя практики от института.
- оценка «хорошо» - выставляется студенту, если он своевременно в установленные сроки представил на кафедру менеджмента отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; имеет отличную характеристику (отзыв) от руководителя предприятия – базы практики; в отчете в полном объеме осветил вопросы по разделам практики; но получил незначительные замечания по оформлению отчетных документов по практике или во время защиты отчета ответил не на все вопросы руководителя практики от института;
- оценка «удовлетворительно» - выставляется студенту, если он своевременно в установленные сроки представил на кафедру менеджмента отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; но получил существенные замечания по оформлению отчетных документов по практике или в отчете не в полном объеме осветил вопросы по разделам практики; или во время защиты отчета ответил не на все вопросы руководителя практики от института;
- оценка «неудовлетворительно» - выставляется студенту, отсутствующему на закрепленном рабочем месте базы практики или не выполнившему программу практики, или получившему отрицательный отзыв о работе, или ответившему неверно на вопросы преподавателя при защите отчета.
10.4. Оценка (зачет) по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
10.5. Хранение материалов практики.
10.1. Материалы практики (договор, отчет, дневник, отзыв - характеристика, календарный план) в течение трех дней после ее защиты передаются руководителем практики по согласованию с заведующим кафедрой менеджмента в архив по описи.
10.2. Руководитель практики в течение трех дней после ее защиты должен представить заведующему кафедрой отчет об итогах прохождения практики студентами по установленной форме.