Методы
Методология – система методов научного исследования
Метод – путь познания, способ посредством которого познаётся предмет науки (С.Л.Рубинштейн).
Методика – частная реализация метода.
С.Л.Рубинштейн в одной из первых классификаций выделил:
Основные методы: наблюдение и эксперимент.
Наблюдение: внешнее (объективное) и внутреннее (самонаблюдение).
Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический (формирующий).
Дополнительные методы: исследование продуктов деятельности, беседа, анкета.
Также признавал сравнительный метод (сопоставление нормального и патологического развития) и генетический метод (в детской психологии).
Особенности подхода
- Идентификация генетического принципа и метода. На самом деле генетический принцип определяет не только генетический, но и другие методы.
- Отождествлял метод самонаблюдения с принципом интроспекции.
- Отрицательное отношение к тестированию.
Классификация методов (Генчо Д.Пирьов)
1. Наблюдение | 1. Объективное наблюдение | а)непосредственное | - Индивидуальное и коллективное - Интенсивно-экстенсивное - объективно-клиническое |
б)опосредованное | - анкеты - вопросники - изучение продуктов деятельности | ||
2.Самонаблюдение | а)непосредственное | - словесный отчёт | |
б)опосредованное | - дневники, письма, автобиографии, воспоминания | ||
2. Эксперимент | 1. Лабораторный | а) классический эксперимент | - метод раздражения - метод выразительных движений - метод реакций |
б) метод тестов | - нестандартизированные - стандартизированные | ||
2. Естественный | а) в условиях труда б) в условиях учения в) в условиях игры | ||
3. Психолого-педагогический | а) констатирующий б) формирующий (обучающий) | ||
3. Моделирование | а) физическое и математическое б) имитационное и схематическое в) кибернетическое | ||
4. Психологическая характеристика | Синтетический методический приём | ||
5. Вспомогательные методы | а) физиологические, фармакологические, биохимические и др. б) математические (статистические) в) графические | ||
6. Специальные методические приёмы | а) генетические | - филогенетические - онтогенетические | - биографический метод - лонгитюдинальный метод |
б) сравнительный подход в) психопатологический подход |
«+»
- Соответствие современному состоянию психологии
- Модификации методов моделирования
- Разветвлённая система экспериментальных методов
- Различные средства непосредственного и опосредованного познания в методе наблюдения.
Особенности
Метод тестов (стандартизированных и нестандартизированных) включён в систему экспериментальных методов.
Противоречия (связаны с противоречиями в современной психологии)
- Использует понятия метод, приём, подход
- методы (эксперимент, моделирование, вспомогательные методы)
- методический приём (синтетическая характеристика)
- методический подход (генетический, сравнительный, патопсихологический).
Между этими понятиями есть существенные различия, которые создают проблему для построения линейной классификации.
- Двойственное положение в классификации методов других наук
Многие из них (фармакологические, биохимические пробы и др.) используются в качестве основных операций исследования в психологии. Однако, обозначаются они чаще всего как вспомогательные.
Математические методы (статистические) отнесены к вспомогательным, а математические к одному из основных – моделированию. Моделирование вообще состоит из методов других наук (физическое, кибернетическое и т.д.).
Классификация методов (Б.Г.Ананьев)