Решение мыслительных задач

Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинает-ся с проблемы или вопроса, с удивления или недоуме-ния, с противоречия. Когда мы сталкиваемся с каким-либо затруднением, которое надо преодолеть, мы начинаем ду-мать, размышлять. Иными словами, мыслительная деятель-ность - это всегда решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непос-редственно.

Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или



неудача. Решение задачи или ответ на вопрос приходится искать, пользуясь промежуточными звеньями между воп-росом и ответом (например, простая арифметическая зада-ча). Здесь очень важно умение подметить непонятное, тре-бующее разъяснения, т.е. умение увидеть вопрос. Сформу-лировать, в чем вопрос, - значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему - значит найти путь для ее решения. Первый признак мысля-щего человека - способность видеть проблемы там, где они есть. Сила великого ума нередко проявляется в том, что в чем-то привычном человек видит проблему, которую надо решить (Ломоносов, Павлов, Циолковский, Бехтерев, Мен-делеев и многие другие). Так, множество людей видело па-дение предметов на землю и считало это понятие явлени-ем, а для Ньютона это стало вопросом, изучение которого привело его к открытию закона тяготения.

Практическая деятельность, практика создают безгранич-ные условия для возникновения и постановки новых вопро-сов. Именно общественные нужды побуждают людей ставить новые вопросы, ведущие к научным открытиям, изобрете-ниям, рационализаторским предложениям. Возникновение вопросов - это первый признак начинающейся работы мыс-ли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний. Каждая решенная проблема поднимает круг но-вых проблем: чем больше человек знает, тем лучше он зна-ет, чего еще он не знает, - он видит проблемы во многом из того, что казалось ему раньше ясным и понятным.

Познавательные интересы, любознательность, проявля-ющиеся в вопросах человека, имеют важнейшее значение в развитии его мышления. Не случайно детские психологи и писатели уделяют серьезное внимание вопросам, которые задают маленькие дети-«почемучки». Так, К. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» пишет о том, что большинство вопросов, с которыми обращается к нам ребенок, вызвано насущной потребностью его неутомимо-го мозга возможно скорее постичь окружающее, что те взрос-лые, которые отмахиваются от докучных вопросов ребен-ка, совершают непоправимо жестокое дело: они насильно задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие. Он приводит разнообразные вопросы детей, при-чем отмечает, что у каждого ребенка свои, особенные воп-росы. И вот стенографическая запись вопросов, заданных с пулеметной скоростью одним четырехлетним мальчишкой



отцу в течение двух с половиной минут: А куда летит дым? А медведи носят брюки? А кто качает деревья? А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого вер-блюда? А осьминог из икры вылупляется или он молоко-сосный?

И вот вопросы другого ребенка: Как небо получилось? Как солнце получилось? Кто делает клопов?... Или пяти-летней девочки: Кто такой гигант? А гигант может помес-титься в нашей комнате? А если встанет на четвереньки? А во сколько раз Дюймовочка меньше гиганта?

Так важно, чтобы в школе поощряли детей задавать вопросы, однако этого, к сожалению, часто не происхо-дит. Известный педагог В.А. Караковский: «Вы заметили, что прекращают делать дети, пришедшие в первый класс? Они перестают задавать вопросы. Вернее, они их задают, но не знаменитые «почему», которыми они еще недавно буквально изводили всех взрослых. Характер вопросов ме-няется: „Можно поднять ручку?", „Можно спросить?", „Можно выйти?" Новая школьная жизнь так плотно об-нимает ребенка своей жесткой регламентацией (как си-деть, как стоять, как ходить, что, когда и как делать), что для проявления обычной любознательности уже и ме-ста нет».

Итак, мыслительная деятельность начинается тогда, когда возникает проблема, вопрос. Очень важно уметь чет-ко формулировать вопрос, делать его конкретным (напри-мер, общий вопрос: «Почему не горит электрическая лам-почка?» заменить на «Где произошел разрыв в электри-ческой цепи?»). Иными словами, услышав вопрос, следует осознать, в чем именно суть вопроса, а это значит понять то направление, в каком надо искать ответ на вопрос. Что-бы поставить конкретный вопрос, надо располагать зна-нием. Так, заменить вопрос: «Почему не горит лампочка?» на вопрос: «Где произошел разрыв в цепи?» можно только при наличии знания о том, отчего может не гореть лам-почка. При более обширных знаниях легче конкретизиро-вать общий вопрос.

Решение мыслительной задачи начинается с анализа данных, т.е. выясняется, какие данные имеются и могутпривести к решению задачи. Эти данные сопоставляют друг

с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями

и опытом человека. Решение новых задач опирается в боль-шой мере на принципы, уже использованные ранее при решении других задач, сходных с новыми.



При решении задач ответ на вопрос той или иной зада-чи возникает обычно в виде предположения. Первоначально возникает лишь гипотеза, правильность которой должна быть доказана, проверена. Проверка гипотезы (предполо-жения) во многих случаях производится опытным путем. Намечаются следствия, вытекающие из предположения и проверяются, оправдываются ли они на практике. Напри-мер, при конструировании сложных механизмов создают модель, выясняют, действует ли она согласно предполо-жениям, если есть ошибки, то где, что изменить и пр. Су-щественную роль в проверке гипотез играет так называе-мый умственный эксперимент, или проверка предполо-жения «в уме», мысленное представление того, что будет происходить в разных условиях с тем или иным предметом или явлением. На умственный эксперимент широко опи-рается, например, шахматист, намечая, какой ход надо сделать, и мысленно представляя себе различные возмож-ные ходы свои и своего соперника. В случае ошибочности выдвинутых положений ищут новую гипотезу, которую затем вновь проверяют. Успех ее в большой мере зависит от того, насколько выявлены источники и характер пре-жних неудач. Успех предположения в большой мере зави-сит от знаний, которыми располагает человек, выдвинув-ший это предположение. Чем более он сведущ в той обла-сти, к которой относится задача, тем более вероятны и обоснованы его предположения. Например, успех реше-ния проблемы неуспеваемости станет выше у того учите-ля, который лучше знает психологию ребенка, условия его семейной жизни, потому что его предположения о причинах неуспеваемости ребенка будут более точными, чем у того педагога, который имеет весьма поверхностные сведения о психологических особенностях школьника о том, как ему живется дома, и пр.

Важную роль в решении задач играют чувственная опо-ра, восприятие предметов и их изображений или мыслен-ное представление их. Но иногда наглядные образы могут затруднять решение, например изменение привычного чер-тежа. Необходимой опорой решения многих задач являют-ся практическое действие, соответствующее задаче и по-искам ее решения, различные манипуляции с предмета-ми. Именно практические действия дают возможность судить о правильности или ошибочности гипотез.

Таким образом, процессы мышления, вызванные об-щественными или личными потребностями, начинаются



с постановки вопроса. Уже постановка вопроса намечает определенные пути его решения. Далее выдвигаются неко-торые предположения или гипотезы о возможных вариан-тах решения. И наконец - проверка предположений или гипотез. Проверка осуществляется на основе практичес-кой деятельности человека. Так, был хорошо известен факт, что собака выделяет слюну (облизывается при виде еды). И.П. Павлов увидел в этом проблему, задав себе вопрос: почему происходит так называемое психическое слюноот-деление? Возникли две гипотезы: 1) собака знает, что ее сейчас будут кормить, предвкушает удовольствие от еды, поэтому выделяет слюну; 2) не является ли психическое слюноотделение рефлексом?

И.П. Павлов проверил гипотезы, и в результате много-численных опытов была подтверждена вторая гипотеза, что позволило ему создать учение об условных рефлексах (на основе широкого обобщения по выработке условного реф-лекса на различные раздражители: свет, звук, запах).

Виды мышления

Мышление - сложнейшая и многосторонняя психичес-кая деятельность, поэтому выделение его видов осуществ-ляется по разным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, в какой степенимыслительный процесс опирается на восприятие, пред-ставление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-дей-ственное), наглядно-образное и абстрактное.

Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно уско-рить и интенсифицировать прохождение тех или иных эта-пов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в це-лом: предметно-действенное мышление - мышление, свя-занное с практическими, непосредственными действия-ми с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними); наглядно-образное мышление, которое необходимо опи-рается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников); абст-рактное мышление понятиями, лишенными непосред-ственной наглядности, присущей восприятию и представ-



лениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышле-ния можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитив-ное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатовмышления, то мы можем иметь репродуктивное мышле-ние (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого че-ловека, например доказательство математической теоре-мы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современ-ных знаниях и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказа-тельство).

В-четвертых, мышление разделяется по действенностиконтроля на критическое и некритическое.

В-пятых, в зависимости от направленности на практи-ку или на теорию можно говорить о теоретическом и прак-тическом мышлении. Различают ум теоретический и ум практический. Особенности того и другого ума блестяще раскрыл Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца». Он писал: «Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют „два разных интеллекта". Интел-лект у человека один, и едины основные механизмы мыш-ления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом слу-чае перед умом человека»1.

Б.М. Теплов показал, что теоретическое и практичес-кое мышление по-разному связаны с практикой. И дело не в том, что одно из них связано с практикой, а другое нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа теоретического мышления направлена в основном на на-хождение общих закономерностей и принципов развития, организации и прочих явлений и фактов действительнос-ти. Работа практического мышления в основном направле-на на разрешение частных, конкретных задач любого мас-штаба. Развитой практический ум характеризует огромная работоспособность, соединенная с беспредельной любоз-нательностью, с живым интересом к самым разнообраз-

1 Теплое Б.М. Ум полководца. - М., 1985. - Т. 1. - С. 221.



ным областям жизни, у педагога это безграничный инте-рес к детям, к знаниям, людям, обстоятельствам, их ок-ружающим. По меткому выражению А.П. Чехова, чем выше человек по умственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие ему доставляет жизнь.

6.8. Качества ума

Индивидуальные различия в мыслительной деятельно-сти людей проявляются в разнообразных качествах мыш-ления. Наиболее существенные из них -самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления проявляется в умении че-ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо-щи других людей. Самостоятельность мышления всегда счи-талась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М.Достоевский противопоставляет личность и безлич-ность прежде всего по способности или неспособности са-мостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятель-ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не при-ходится.

Широта ума проявляется в широком кругозоре челове-ка, в активной познавательной деятельности, охватываю-щей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом про-является яркая потребность докопаться до причин, источ-ников возникновения явления и событий, умение пред-видеть их дальнейшее развитие (это качество ума - наибо-лее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встре-чаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждени-ях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которо-го является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть со-



держательным и глубоким (мышление «узкого специалис-та»), а может - бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным отпринятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать-ся с одного способа решения, поведения на другой, раз-нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Важным качеством ума является способность предви-дения. Развитие именно этого качества позволяет челове-ку продуктивно выполнять функцию управления деятель-ностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «„Управлять - значит предви-деть" - говорит старинное изречение. Предвидеть - зна-чит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уло-вить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень пре-вращения сложного в простое, умения выделить суще-ственное... Предвидение -результат глубокого проникно-вения в обстановку и постижения главного в ней, реша-ющего, того, что определяет ход событий»1.

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цель-ность восприятия и сила направленности личности, эмо-циональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: