Мыслительные операции

Мыслительная деятельность людей совершается при по-мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син-теза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея-тельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж-ду предметами, явлениями, фактами.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений сцелью нахождения сходства и различия между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой по-нимания. Он писал: «...сравнение есть основа всякого по-нимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение... Если вы хотите, чтобы ка-



кой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо-дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред-метами: тогда только выясните себе все существенные при-знаки предмета, а это и значит понять предмет».

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со-бой, в других - различны. Признание предметов сходны-ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других - различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для чело-века выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнару-живается много различий.

Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их класси-фикации. Классификация производится по какому-либо при-знаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книги можно классифи-цировать по авторам, по содержанию, по жанру, по пере-плету, по формату и пр. Признак, по которому производит-ся классификация, называется основанием классификации.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретичес-кой или практической жизненной задачи.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции,неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или яв-ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред-мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со-стоит. Например, в растении мы выделяем стебель, ко-рень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ - мыс-ленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мыс-ленное выделение цвета, формы предмета, отдельных осо-бенностей поведения или черт характера человека и пр.



Анализ возможен не только тогда, когда мы восприни-маем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли - доказатель-ство, объяснения и пр.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частейпредметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен-ты, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме-сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложе-ния - в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии - отдельные эпизоды, их связь, зависи-мость и т.д.

Так же как и анализ, синтез может осуществляться принепосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (на-пример, продумывание композиции литературно-художе-ственного произведения) и как мысленное сочетание раз-личных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление яв-ления на основе описания его отдельных признаков или свойств).

Анализ и синтез часто возникают в начале практичес-кой деятельности. Мы фактически расчленяем или соби-раем предмет, что является основой для выработки уме-ния производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприя-тия, анализ и синтез должны осуществляться и как само-стоятельные, чисто умственные операции. В каждом слож-ном процессе мышления участвуют анализ и синтез. На-пример, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная харак-теристика этих героев, этих деятелей.

Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явле-ния возникает необходимость выделить какой-либо при-знак, свойство, одну его часть для более углубленного по-знания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех ос-тальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы



усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа - мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обо-значены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре-менном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других при-знаков или свойств и становятся самостоятельными объек-тами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство - электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки

и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак - движение и мыслить о движении вообще, изу-чать движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия - смелость, красота, дис-танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость

и пр.

Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с

абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соеди-няются вместе на основе их общих и существенных при-знаков. За основу берутся те признаки, которые мы полу-чили при абстрагировании, например, все металлы элек-тропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, проис-ходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход-ных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су-щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру-шах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет-ся в определениях выводах, правилах... Детям нередко труд-но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при-знаки предметов, явлений, фактов.

Конкретизация - это мысленное представление чего-либоединичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз-личных признаков или свойств предметов и явлений, а,



наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще-ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо-бенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима-ние. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда-ется.

Школьники и студенты часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваивается (или за-зубривается) формулировка общих положений, а содер-жание остается неясным. Поэтому преподаватель не дол-жен довольствоваться тем, что учащиеся правильно вос-производят общие положения, а должен добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, ил-люстрации, конкретного частного случая. Особенно это важно в школе и прежде всего в начальных классах. Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом частном случае обнаруживается общее, которое ил-люстрируется примером. Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию общего.

6.5. Понятия и их формирование

Обобщения, которые человек делает в процессе мышле-ния, закрепляются в понятиях. Понятие - это форма мыш-ления, в которой отражаются общие и существенные свой-ства предметов и явлений. Иными словами, понятие - это совокупность существенных свойств предмета. Например, у стула много признаков: цвет, материал, размеры, мягкость. Но существенными являются только те, которые и делают стул стулом. Ими являются: предмет мебели, создан для сидения, у него имеется опора для спины. Это и есть самые существенные признаки этого понятия, его содержание. В' понятие «дерево» входят все признаки, присущие дереву, и не входит то, что характерно только для березы, или ели, или дуба и пр.

Отражая общее, существенное, закономерное в пред-метах или явлениях действительности, понятие выступа-ет высшей ступенью отражения мира. Понятие обознача-ется словом, которое есть чувственная, материальная обо-



лочка понятия. Мыслить понятиями - значит мыслить сло-вами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определен-ном смысле. Ведь на слово «стул» не сядешь, и словом «хлеб» сыт не будешь. В чувственном познании человек знакомится с самими предметами и явлениями действи-тельности, которые и обобщает затем данным понятием. Владеть понятием - значит владеть всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, к которым относится данное понятие.

Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других людей. Однако овладение понятием-не простая «передача» знаний, например, от взрослого ре-бенку. Усвоение понятий, овладение ими - сложнейший про-цесс. Он имеет самое прямое отношение к развитию мышле-ния как всего человечества, так и каждого конкретного че-ловека. Здесь все поколения людей большую часть понятий получают от предшествующих поколений, усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже своего опыта и знаний создают новые понятия о тех предме-тах и явлениях действительности, о которых предшествую-щие поколения еще не создали понятий.

У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются. Значитель-ные трудности возникают тогда, когда новое понятие обо-значаемое определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребенка, т.е. с тем содер-жанием данного понятия (часто неправильным или не-полным), которым он уже владеет. Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие, усваиваемое детьми в школе, расходится с так называемым житейс-ким, донаучным понятием, уже усвоенным ими вне спе-циального обучения, в процессе повседневного общения с другими людьми и накопления личного чувственного опыта (например, птица - это животное, которое летает, поэтому бабочки, жуки, мухи относятся к птицам, а ку-рица, утка - нет, они не летают. Или: хищные животные «вредные» или «страшные», например крысы, мыши, а кошка - не хищник, она домашнее животное, ласковая).

В усвоении понятий особенно важна правильная орга-низация чувственного опыта учащихся. Чем абстрактнее понятие, тем труднее опереться на материал, который мож-но показать детям, тем больше приходится пользоваться рассказом о вещах, которые могут помочь усвоению абст-рактного понятия.



Таким образом, образование понятий, переход к нему от чувственных форм познания - сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений. Важная роль в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит ука-зание наиболее существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного понятия, раскрыва-ет отношение его к другим, более общим понятиям. В оп-ределении фиксируется наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием. Например, дается опре-деление понятию «поговорка». Поговорка - один из видов устного народного творчества: распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц поговорки лишены прямо-го поучительного смысла и ограничиваются образным, иносказательным определением явления. Примеры пого-ворок: «Ни богу свечка, ни черту кочерга», «За ушко да на солнышко», «Ночью все кошки серы», «Ни дать, ни взять, «Ни холодно, ни жарко», «Ни два, ни полтора», «Ни свет, ни заря».

Еще раз вспомним, что существенные признаки поня-тий - это свойства и отношения, при утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становятся по своей природе или в каком-то важном отношении ины-ми. Несущественные признаки влекут за собой появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без из-менения существа предмета или явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: