Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тре-

вожные дети. Они постесняются громко и явно выражатьсвои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, бо-ясь обратить на себя внимание.

Несомненно, характер проявления эмоциональных ре-акций связан с типом темперамента. Как мы видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холери-ками, а представители третьей группы - меланхоликами или флегматиками.

Как уже отмечалось выше, такое деление носит дос-таточно умозрительный характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как истеро-идные черты (которые выделены во второй группе), так и агрессивные тенденции; или детей агрессивных, но в глубине души при этом очень ранимых, робких и безза-щитных. Однако общим, что можно подчеркнуть у всех намеченных групп является то, что неадекватные аф-фективные реакции (проявляющиеся по-разному у раз-личных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер.

Рассмотрим случай, описанный психологом Э. Ле Шан: «Около меня сидел мужчина, держа на коленях малень-кую хорошенькую девочку. Рядом с ним стоял мальчик, который без конца скулил. Он ныл, что хочет опять в воду, хотя весь дрожал; он канючил, чтобы отец купил ему мячик. Его ноющий голос царапал меня по нервам, и я в конце концов не выдержала. Уходя я обернулась и посмотрела на маленького нытика. Его взгляд был при-кован к отцовскому колену»1. Дальше автор книги делает вывод, что мальчик хотел не в бассейн, и не новую иг-рушку, а просто обратить внимание отца на себя, он хо-тел, как и его младшая сестра, на колени к отцу, он как

1 Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990. - С. 131.



бы напоминал (не сознательно, конечно), что он тоже имеет право на такую же любовь и ласку, как его сестра. Мы можем соглашаться или не соглашаться с такой интер-претацией данного случая, но очевидно одно, что неудов-летворенная потребность, подавляемая эмоция всегда рано или поздно выплескиваются в форме неадекватной аффек-тивной реакции. В рассмотренной ситуации мы можем лишь предполагать, почему у мальчика возникла такая потребность, его недостаточно любили в детстве, ему недоставало тепла и ласки со стороны родителей, может быть они были слишком строги с ним, и он не мог в полной мере проявить свое отношение к ним? Почему именно на эту ситуацию он так реагировал? Мы видим, что даже такая простая и привычная даже, на первый взгляд, проблема требует для разрешения ответа на мно-гие, многие вопросы.

Трудности в развитии эмоциональной сферы могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отно-шения окружающих к ребенку. Знание особенностей семей-ного воспитания, влияния родителей на сына или дочь дает возможность объяснить специфику эмоциональных нарушений детей.

В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания1. Остановимся на четы-рех, наиболее распространенных типах неправильного воспитания.

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или в случае, если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внима-тельно относятся, о нем заботятся, но нет душевного кон-такта. Причиной тому может быть чувство собственной не-реализованное™, например, у матери, для нее ребенок препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собствен-ного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семь-

1 См.: Гарбузов В. И. Нервные дети. - Л., 1990; Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986; Спиваков-скаяА.С. Профилактика детских неврозов. - М, 1988.



ях, где доминируют такого рода отношения, дети стано-вятся либо агрессивными (т.е. мы их можем отнести к пер-вой группе выделенных форм проявлений эмоциональных нарушений), либо чересчур забитыми, замкнутыми, роб-кими, обидчивыми (т.е. по нашей классификации, третья группа). Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативиз-ма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит

к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в непра-вильной ориентации родителей. Это слишком «правиль-ные» люди, пытающиеся педантично выполнять все реко-мендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» произве-дено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден посто-янно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрес-сивная реакция, иногда и самоагрессия в результате пси-хотравмирующей ситуации, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.

3. Тревожно-мнительное воспитание. Наблюдается в техслучаях, когда с рождением ребенка одновременно возни-кает неотступная тревога за него, за его здоровье и благопо-лучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в се-мьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тре-вожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребенок в таком случае несамос-тоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуве-рен в себе. Как мы видим, это напоминает нам особенности детей вышеупомянутой третьей группы.

4. Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку, частоединственному, долгожданному, навязывается представ-ление о себе как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих не-редко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В ре-зультате он не умеет понимать и принимать во внимание интерес других, не переносит дальнейших лишений, аг-рессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен. Его аффективные проявления очень схожи с поведением детей, относящихся ко второй группе.



Мы так подробно остановились на проблемах личност-ного развития в семье (рассмотрев при этом далеко не все аспекты семейных взаимоотношений), так как, на наш взгляд, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу, в отличие, напри-мер, от интеллектуальной.

Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональ-ные стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников та-кого поведения и уровня успеваемости, которые для не-которых из них являются непосильными. Помните эпизод из мудрой и доброй сказки «Маленький принц»?

«Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабоч-кой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обер-нуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я?

- Вы, ваше величество, - ни минуты не колеблясь, от-ветил Маленький принц.

- Совершенно верно, подтвердил король. С каждого надо спрашивать то, что он может дать».

Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной различного рода дидактогений, т.е. негативных психических состояний учащегося, вызванных неправиль-ным отношением учителя; школьных фобий, когда ребе-нок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.

Как можно строить работу с детьми, действительно требующими психологической помощи?

Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации:

1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмо-ции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правиль-но направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с ок-ружающим миром. Необходимо помочь ребенку овладеть адекватными формами реагирования на те или иные ситу-ации и явления внешней среды.

3. Не надо пытаться в процессе занятий с трудными деть-ми полностью оградить ребенка от отрицательных пережи-ваний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусст-венное создание «тепличных условий» лишь на время сни-мает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций



(отрицательные или положительные), а прежде всего их ин-тенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, так как изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно тре-бовать, чтобы ребенок не переживал того, что он пережи-вает. Как правило, бурные аффективные реакции - это ре-зультат длительного зажима эмоций.

В заключение можно отметить, что не существует пло-хих или хороших эмоций и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптималь-ным способам социализации.

Вопросы и задания

1. Каким детям может быть трудно учиться в школе и почему?

2. Понаблюдайте за гиперактивным ребенком на уроке, во время перемены. Подробно опишите его поведение. Проанали-зируйте действия педагога в отношении этого ученика.

3. Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?

4. Каковы наиболее распространенные причины, вызываю-щие эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста?

5. Что такое «дидактогения»? Какие меры может и должен принять учитель с целью профилактики дидактогений?


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: