Специалисты по проблеме возбуждения выработали свой подхода к теме внимания, значительно отличающийся от изложенного выше. В нашем примере с просмотром пьесы мы среди различных факторов, влияющих на внимание, назвали также "интерес". Интерес — в том смысле, в каком он подразумевается здесь,— это только один из компонентов состояния, называемого "возбуждением". В качестве рабочего мы будем использовать определение возбуждения как общего состояния побуждения. Возбужде-
бнаруженае u интерпретация сенсорных сигналов
ние поддерживает нашу способность к восприятию сенсорных сигналов в активном состоянии.
Повышение уровня возбуждения" сопровождается улучшением деятельности вплоть до определенной точки, после которой она вновь ухудшается. График этой зависимости имеет вид перевернутой буквы "U" и называется законом Йеркса-Додсона (Yerkes and Dodson, 1908). Бродхерст (В-roadhurst, 1957) на примере задач с легким, средним и трудным уровнями зрительного различения (Рис.4.7) показал, что зависимость в виде перевернутой буквы U проявляется только в сложных задачах, но не в легких или средних. (Его подопытными были крысы.) Истербрук (Easterbrook, 1959) предположил, что связь между деятельностью и возбуждением обусловлена тем, как используются те или иные признаки. Его аргументация сводится к тому, что существует тенденция по мере роста возбуждения ограничивать диапазон признаков, используемых для управления действием. При низком возбуждении избирательность тоже низка: внимание привлекается как существенными, так и несущественными признаками. С ростом возбуждения испытуемый сосредотачивается на существенных признаках, а несущественные игнорирует. Однако, при дальнейшем росте возбуждения избирательность становится столь узкой, что игнорируются даже некоторые существенные признаки. Это та точка, где деятельность перестает улучшаться и ее показатели снижаются. Простые задачи требуют меньше признаков, поэтому на них меньше влияют высокие уровни возбуждения. Эта аргументация нашла определенную поддержку в работах: Zaffy and Bruning (1966); Broadbent (1971); Solso (1968).
|
|
Многие из первых работ по вниманию и возбуждению выросли из исследований бдительности, проводившихся во время 2-й мировой войны,— особенно на радиолокационных станциях, поскольку эта работа требовала от оператора многих часов непрерывного наблюдения за экраном в поисках вражеской авиации. В одном из первых экспериментов Макворт (Mackworth, 1950) выделил в задаче бдительности один аспект, указывающий на связь между вниманием и возбуждением. Макворт изготовил прибор, похожий на часы, со стрелкой, двигающейся по циферблату и останавливающейся почти каждую секунду за исключением нечастых и нере-