Довольно дискуссионным в отечественной историографии является вопрос о периодизации истории экономики и экономических учений.Справедливости ради следует заметить, что и в XIX в. по этому вопросу также не было единомыслия.
Немецкий историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки и основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий:
· дикости;
· пастушескую;
· земледельческую;
· земледельческо-мануфактурную;
· земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
Последователь Ф. Листа ученый Б. Гильдебрандт определял периоды развития экономики по способу обмена продукции:
· естественное хозяйство;
· денежное хозяйство;
· кредитное хозяйство. Для К. Бюхера главным критерием стала интенсивность обмена, что позволило ему разделить историю хозяйственной деятельности людей на три периода:
· замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена);
· городское хозяйство (непосредственный обмен товарами);
|
|
· народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще в стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).
П. Маслов считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития. Он выделял пять этапов в истории экономики:
· изолированное хозяйство;
· общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);
· районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);
· национальное хозяйство (появление мануфактур);
· мировое хозяйство (господство фабрик).
К. Маркс выдвинул формационную теорию периодизациисоциально-экономической истории. Он различал первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально-экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы Маркс относил к вторичной формации.
Понятие «общественно-экономическая формация» было введено в научный оборот В.И. Лениным в 1894 г. и закреплено работами И.В. Сталина в середине 30-х годов. Мировая история в зависимости от господствующего вида собственности на средства производства оказалась поделенной на пять общественно-экономических формаций. Таким образом, сложился формационный подход к истории, господствовавший в отечественном обществоведении более полувека.
В последние десятилетия в России все больше сторонников приобрел цивилизационный подходк изучению истории, в том числе экономической.
|
|
Термин «цивилизация» известен с XVIII в.; тогда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. Однако до настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого понятия «цивилизация».
Современные отечественные исследователи предлагают различать мировые цивилизации – длительные исторические циклы развития, включающие группу стран или регионы, и локальные – более короткие исторические циклы, включающие одну или несколько стран, имеющих общую специфику. Таким образом, предпринимается попытка преодолеть основной порок цивилизационного подхода, разрывающего единство всеобщей человеческой истории. Преувеличенное внимание к истории цивилизаций объясняется кризисом советского, а затем российского обществоведения, стремящегося на обломках прежней, формационной концепции создать «новую» теорию, основывающуюся исключительно на базе цивилизационного подхода.
На наш взгляд, очередное увлечение «новомодными» идеями не принесет пользы науке. И «старый» формационный, и «новый» цивилизационный подходы не только не исключают, а, напротив, взаимодополняют друг друга. Еще А. Тойнби определил цивилизации как развитие человеческих обществ в стремлении подняться над примитивным образом существования к более высокому уровню культуры. Следовательно, цивилизации– это прогрессивное движение общества, движение от простого к сложному, а формации – ступени цивилизаций, которые со временем, изжив себя, требуют замены. Не случайно в современной западной литературе цивилизационный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.
Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров–экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.
В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50–70-е годы XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества,разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.
Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем,рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально управляемого и децентрализованного (рыночного).
Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.
Современная экономическая история как отрасль гуманитарных знаний возникла сравнительно недавно – в конце 20–30-х годов XX в. Мировой экономический кризис, разрушивший прежние, казавшиеся незыблемыми ценности, показавший несостоятельность старых экономических теорий и воззрений, проявил повышенный интерес общества к экономическому прошлому.
В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы сформировалась так называемая «новая экономическая история».Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.
|
|
В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы французская «новая историческая наука», или школа Анналов.Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному историописанию. Историк задает прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для современности.
До середины 80-х годов история экономики как отрасль научных знаний существовала как бы на обочине «социальной» истории, теоретической и прикладной экономик. Признанием возросшего интереса к историко-экономическим проблемам стало присуждение в 1993 г. американским ученым Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за разработку экономических методов изучения истории.
История экономики и экономических учений – самостоятельная наука, развивающаяся система знаний, использующая как экономические, так и исторические методы познания. Она развивается в тесной связи с экономической теорией. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Хорошо изученные, систематизированные, проанализированные факты могут стать основанием для создания новых экономических теорий.
История экономики и экономических учений выполняет определенную прогнозирующую задачу. Ведь, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее развитие, а это можно сделать, лишь опираясь на прошлое. Экономика – процесс, нынешняя данность – это лишь момент в этом процессе. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка.
|
|
История экономики и экономических учений как учебная дисциплина в российской высшей школе получила признание 110 лет назад. Впервые этот курс был включен в программу подготовки специалистов по финансовому праву Ярославским юридическим лицеем. В начале XX в. он вошел в учебные планы Московского и Киевского коммерческих институтов, первых в России экономических высших учебных заведений.
История экономики имеет большое значение для общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-экономистов, так как ее предметом является изучение хозяйственной деятельности различных народов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, т.е. во всех ее формах и структурных проявлениях.
История экономики – это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, для анализа текущей экономической деятельности. Как справедливо отмечает Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам»
Выводы
1. Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. История экономики и экономических учений изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. В центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а не общества.
Экономика – правильное (эффективное) ведение хозяйства, которое представляет собой среду жизнедеятельности общества. Структуру модели экономики образуют три основных элемента: экономическая среда, экономическое управление и потенциал экономики.
2. Основными методами истории экономики и экономических учений являются исторический, логический, причинно-генетический, структурно-функциональный, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии.
Приоритетными функциями истории экономики и экономических учений являются: прагматические, ценностные, культурные, фундаментальные и мировоззренческие.
3. Выделяют несколько подходов к периодизации истории экономики и экономических учений – формационный, цивилизационный и циклический.В соответствии с периодизацией структура курса условно делится на пять разделов. За критерий деления принята история формирования теории рыночной экономики.