Историческая и фрайбургская школыГермании

Неолиберализм

Неолиберализм – направление в экономической науке ипрактике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободнойот излишней регламентации.Либерализм как система взглядов ведет начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо.

Либерализм основанна признании ведущей роли индивидуальной деятельности,обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельностьдолжно быть ограничено.

Другим источником неолиберализма, и в особенности егофрайбургской школы, является историческая школа Германии. Ее представители впервые стали рассматривать политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Современные представители экономического либерализмаследуют двум традиционным положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономическогороста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значениесвободы участников экономической деятельности.

Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют этиусловия.

К неолиберализму принято относить чикагскую (М.Фридмен), неоавстрийскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард) школы. Сторонники неолиберализма обычновыступают с критикой кейнсианских методов регулированияэкономики.

В США и некоторых других странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это монетаризм,экономическая теория предложения, теория рациональныхожиданий.

Историческая школа возникла в Германии в середине XIXв. там, где классическая школа не получила распространения.

Представители исторической школы считали, что экономикакаждой страны развивается по своим собственным законам,которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национальноультурными традициями ичертами национального характера. Они считали общие экономические законы производства, обмена, распределения выдумкой англичан.

Методологические особенности исторической школы:

1) учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе человеческого фактора;

2) выявление взаимосвязи экономических и неэкономических факторов;

3) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

По мнению представителей исторической школы, экономические законы не следует отождествлять с природными,которые неизменно проявляют себя, благодаря стабильномухарактеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, ониуказывают на неуниверсальный характер политэкономии и

зависимость результативности экономических процессов нетолько от экономических (базисных), но и от факторов неэкономического свойства, т.е., как принято говорить, от факторовсоциальной среды: национальных особенностей и традиций,исторической случайности, географических условий страны,особенностей национальной культуры, психологии, религии.

У классиков неэкономические факторы обусловленывлиянием экономических факторов, т.е. чем выше уровеньпроизводительных сил, тем более развитой будет социальнаясреда. В трудах немецких авторов экономические и неэкономические факторы рассматриваются во взаимосвязи. Эта позиция привела к зарождению идеи об уникальности немецкого национального духа.

У классиков историзм проявляется через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государстввысших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие авторы использовали сугубо хозяйственный подход.

В процессе эволюции исторической школы Германии влитературе выделяют три этапа:

Первый этап: 40-60-е гг. XIX в. получил название «Стараяисторическая школа» (В. Рошер, Ф. Лист, Б. Гильдебрандт, К. Книс).

Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется«Новая историческая школа» (Л. Брентано, Г. Шмоллер,К. Бюхер).

Третий этап: первая треть ХХ в. «Новейшая историческая

школа» (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).

Заслуга представителей старой исторической школы заключается, прежде всего, в формировании альтернативныхклассической школе методологических положений, которыезатем легли в основу методологии социальноинституционального направления.

7.1.1. «Старая» историческая школа

Основателем исторической школы считается Фридрих Лист(1789-1846 г.). В своем главном труде «Национальная системаполитической экономии» (1841 г.) он выступил против английских классиков. В центре его работы национальная экономикакак целое, в ее взаимосвязях с внешнимокружением.

Основные идеи книги:

1. Теория производительных сил. Рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять иумножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии

производительных сил, а не в количестве меновых ценностей. Задача политики – объединить людей, обеспечитьпромышленное воспитание нации; это облегчит подъемпроизводительных сил. Увеличение производительных

сил начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации.

2. Концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением о стадиях производства. ПредложенныеЛистом стадии достаточно условны: «состояние дикости»,«пастушеский быт», «земледельческое хозяйство», «земледельчески-ремесленное хозяйство». В итоге нации приходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность, торговля.Смысл «теории стадий» состоит в том, что каждой стадиидолжна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие

производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их теория свободыторговли отвечала интересам Англии, но противоречилануждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.

3. Обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство какорганически целое, если исключить из него государственноехозяйство. Народная экономия становится национальнойэкономией в том случае, если государство охватывает целуюнацию, обладающую самостоятельностью, способностью

приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочныхкоренных интересов нации.

Эти же взгляды разделяли Вильгельм Рошер (1817-1894 гг.), выпустивший в 1843 г. книгу «Краткие основы курсаполитической экономии с точки зрения исторического метода», Бруно Гильдебрандт (1812-1878 гг.), главная работа которого «Политическая экономия настоящего и будущего»

вышла в 1848 г. и Карл Книс (1821-1898 гг.), изложивший своивзгляды в работе «Политическая экономия с точки зренияисторического метода» (1853 г.).

7.1.2. «Новая» историческая школа

Она развивала методы «старой» школы в новых условиях.Германия была уже единым национальным государством, отпала необходимость доказывать жизненную важность объединения и жесткого протекционизма. Но националистическиемотивы и культ государства остались традиционными чертами, подпитывавшимися внешнеполитической агрессивностью

Германского государства.

Густав Шмоллер (1838-1917 гг.) всвоих работах «История мелкого ремесленного производствав Германии в ХIХ в.» (1870 г.), «Народное хозяйство, наука онародном хозяйстве и ее методы» (1897 г.) был твердо уверенв том, что политическая экономия может превратиться в доминирующую общественную науку только тогда, когда установит прочные научные связи с этикой, историей, социологией, политологией.

Шмоллер выделял три сферы деятельности в экономической практике: частное хозяйство, государственное хозяйство,харитативное хозяйство.

В первом типе господствует личныйинтерес, во втором – общественный, основанный на принципепринудительности, в третьем благотворительность. В сферахпервого типа возможны злоупотребления и другие крайности,которые должны регулироваться государством и нравственными нормами. В третьем – преобладают нравственные мотивы.

В числе функций государства представители «новой» исторической школы называли следующие: забота об умственном и эстетическом воспитании; здоровье; развитие путейсообщения; покровительство старикам, детям; помощь рабочим, получившим увечья.

Луйо Брентано (1844-1931 гг.) в работах «Современныерабочие гильдии (1871-1872 гг.), «Об отношении заработнойплаты и рабочего времени к производительности труда»(1877 г.), «Аграрная политика» (1897 г.) выдвигал идеи о коренном изменении положения рабочих и ликвидации неравенства путем организации профессиональных союзов, по-

требительской кооперации, фабричного законодательства.

7.1.3. «Новейшая» историческая школа

Крайности в применении исторического метода характерны для работ Вернера Зомбарта (1863-1941 гг.). За долгуюжизнь Зомбарт прошел путь от марксизма до фашизма.

В работе «Герои и торговцы» (1915 г.) Зомбарт противопоставляет«нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев) иобосновывает право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. В работе «Немецкий социализм»(1934 г.) Зомбарт формулирует социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у негоравнозначен «плановому», или «организованному», капитализму. Основные элементы этой модели – корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жесткая централизация управления, строгая иерархия исословное деление – были восприняты германским фашизмом

и стали частью его социально-экономической политики.

Макс Вебер (1864-1920 гг.) в 1919-1920 гг. читал в Мюнхенском университете курс лекций, которые были изданы в видекниги «История хозяйства» (1923 г.), где концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью.

Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития,

Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отидеала. Это метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.

Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» онвыявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости,

способности к риску. Именно из числа протестантов формировался класс предпринимателей – собственников и организаторов производства. В результате сложилась «рационалистическая» форма капитализма.

Историческая школа за редким исключением не внеслазаметного вклада в развитие экономической науки в современном ее понимании, но, тем не менее, она сделала многоедля определения круга проблем, решение которых эта наукапризвана найти. В конце ХIХ в. экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую(нормативную) части. Первая изучает, что происходит в экономике, вторая – что надо сделать для достижения некоторых целей. Период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом возникновения иразвития исторической школы, которая задала направлениеразвития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических задач.

Таким образом, с точки зрения эволюции экономическойнауки оба течения оказались взаимосвязанными и взаимодо-полняющими.

Линия, прочерченная германской исторической школой,нашла своеобразное продолжение в американской экономической мысли конца ХIХ – первой трети ХХ вв. – институционализме, а также в ордолиберализме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: