Раздел 2. Проблемы философии

Тема 2.1. Бытие и сущее.

Постановка вопроса о бытии. Деление вопроса о бытии на: вопрос о непосредственно сущем и сущем вообще. Понятия субъекта и предиката высказывания. Понятие объекта. Суть философии – усложнение мышления. Бытие и сущее: эволюция представлений. Философия и наука. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Тема 2.2. Субстанция и материя: эволюция представлений.

Появление понятия τὸ ὑποκείμενον у Аристотеля: его значение. τὸ ὑποκείμενον как ἡ οὐσία и ἡ ὕλη. Аристотелево определение ἡ ὕλη. Изменение понятий τὸ ὑποκείμενον, ἡ οὐσία и ἡ ὕλη в стоицизме. Появление понятий субстанции и акциденции в их классическом значении. Понятия субстанции и материи в неоплатонизме и средневековой философии. Понятия субстанции и материи у Декарта, Спинозы. Substantia extensae у Лейбница. Понятие материи у Локка, Беркли, Юма. Понятия substantia phenomenon & substantia noumenon у Канта. Ding-an-sich. Понятие субстанции и материи у Фихте и Шеллинга. Слияние понятий субстанции и материи у Шопенгауэра. Понятие материи у Бергсона, Ленина, Рассела. Современное представление о квантово-полевой сущности материи.

Тема 2.3. Пространство и Время: эволюция представлений.

Понятие χρόνος в философии архаики. Различение χρόνος и αἰών Платоном. Анализ времени у Аристотеля. Время и Вечность в философии Плотина. Анализ осознания времени у Августина Аврелия. Понятие времени в философии Нового Времени: Локк, Ньютон, Лейбниц, Кант. Время как чистая интенсивность. Объективное время. Линейное время. La durée Бергсона. Структура темпоральности сознания у Гуссерля. Время и Бытие.

Определение пространства. Понятие пространства в античной философии. Анализ понятия τόπος у Аристотеля. Понятие пространства у Ньютона. Понятие пространства у Лейбница. Понятие пространства у Канта. Развитие Кантова понимания пространства у Шеллинга, Бергсона, Брауэра. Пространство как четвертое измерение времени.

Тема 2.4. Истина как цель познания. Классическое определение истины и

пути его исторического развития.

Классическое определение истины: истина – соответствие знания с его предметом. Средневековое понимание истины: veritas est adaequatio rei et intellectus, и его генезис. Истина и очевидность. Истина и Свобода.

Тема 2.5. Знание и вера.

Вера как парадокс: Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (К евреям 11, 1). Философия и религия. Идеология как форма общественного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: