Объединения организаций

На протяжении всего развития рыночных отношений организации стремились к различного рода взаимодействи­ям и объединениям. Это стратегические альянсы, консор­циумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломера­ты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансо­во-промышленные группы. Несмотря на отсутствие в Граж­данском кодексе России (как и других стран) вышеперечис­ленных названий организационных форм интеграции ком­паний для обозначения конкретного юридического лица, все эти формы объединений фактически имеют место, а значит имеется и определённая структура управления таких объе­динений. Потому менеджеру нужно знать, что они из себя Представляют.

Концерн — форма объединения (обычно многоотрасле­вого) самостоятельных организаций, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглаше­ний, тесного производственного сотрудничества.

Основные особенности концернов следующие:

• Это одна из самых жёстких форм интеграции компа­ний. В рамках данной формы полностью к онтролируется деятельность образующих её организаций.

• В рамках концерна централизовано финансово-эконо­мическое управление, проведение научно-технической по­литики, ценообразование, использование производственных мощностей.

Головная компания, как правило, организуется в виде холдинговой компании, которая является держателем конт­рольного пакета акций дочерних организаций.

Входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акцио­нерных или иных обществ, а фактически подчинены едино­му хозяйственному руководителю.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более орга­низаций, включая производственные, научно-исследователь­ские, финансовые, сбытовые и др. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 — в Канаде, производ­ственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбы­товые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.:фирм.

Конгломерат — форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизон­тальной и вертикальной интеграции.

Основные особенности конгломерата:

• Объединяемые организации, как правило, сохраняют свою юридическую и производственно-хозяйственную са­мостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.

• В качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы.;

• Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления.

Конгломератом выступают фирмы Mitsubishi, Hanson и др. Например, Hanson приобретает технологически простые фирмы в стабильных секторах рынка, добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу менеджеров, следя за тем, чтобы они укладывались в отведённый бюджет. Благодаря жёстким мерам экономии и контроля конгломерат добивается хоро­ших результатов от когда-то убыточных предприятий.

Консорциум — временный союз хозяйственно незави­симых фирм, целью которого могут быть разные виды их предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

Основная особенность консорциума: участники, как пра­вило, не формируют никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (обычно совет директо­ров консорциума).

Примером может служить консорциум Airbas Indastri, контролирующий около 30% рынка гражданских самолё­тов. Участниками консорциума выступили 4 ведущие авиа­строительные компании Западной Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), Brtish Aerospacte (Великобритания) и CASA (Испания). Цель со­здания — проектирование и изготовление самолётов. Кон­сорциум зарегистрирован как юридическое лицо по зако­нодательству Франции в организационно-правовой форме «объединение по экономическим интересам». Эта органи­зационно-правовая форма была выбрана в связи с тем, что она не предполагает формирование участниками единого капитала, нет необходимости отражать прибыль или убыт­ки, представлять финансовую отчётность. Консорциум име­ет свой центральный управляющий аппарат, насчитываю­щий 2700 человек, занимающихся вопросами управления, маркетинга, сбыта и послепродажного обслуживания са­молётов.

Появились консорциумы нового типа, в которых участ­никами выступают государства, например ИНТЕЛСАТ— Международный консорциум спутниковой связи.

Картель — форма интеграции фирм одной отрасли, ко­торые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности: соглашения ценах, рынках сбыта, объёмах производства и сбыта, ассортименте, условиях найма. Картельные соглашения часто существуют негласно, в виде секретных статей иди «джен­тльменских соглашений».

Одной из особенностей картелей есть наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санк­ции к нарушителям. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, если они охватывают более установленного процента объёма рынка, исключая сельское хозяйство.

Синдикат — это разновидность картельного соглашения; форма интеграции однородных промышленных организа­ций, созданных в целях сбыта продукции через общую сбы­товую контору, организованной в форме особого торгового общества (акционерного общества с ограниченной ответ­ственностью и т.д.), с которой каждый из участников син­диката заключает одинаковый по своим условиям договор |на сбыт своей продукции.

Пул — форма интеграции организаций, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котёл) и затем распределяется между ними согласно ранее установленной пропорции. Объединение организаций в виде пула носит обычно временной характер. Отметим некоторые виды пулов:

Биржевой — объединение финансовых средств для по­вышения или понижения курса акций на фондовой бирже и |в спекулятивной игре.

Торговый — объединение, в котором участники догова­риваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита. Такого рода действия очень знакомы россиянам.

Трест — форма интеграции, при которой входящие в него организации сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста рас­пределяется в соответствии с долевым участием отдель­ных предприятий.

Особенностью трестов является то, что это самая жест­кая интеграция из всех рассмотренных. Здесь объединяют­ся все стороны хозяйственной деятельности организации, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Орга­низации теряют свою юридическую, хозяйственную, про­изводственную и коммерческую самостоятельность. Трест отличается однородностью своей деятельности, все органи­зации подчиняются единому руководству.

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. Это самая мягкая форма интеграции. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, но члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами.

Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых организаций для достиже­ния определённых коммерческих целей, для получения синергии объединённых и взаимодополняющих стратеги­ческих ресурсов организаций. На сегодняшний день это самая перспективная форма интеграции. Прогнозирует­ся, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов — наиболее быстрый и недорогой путь реализации глобальной стра­тегии. В стратегических альянсах не доходит до слияния организаций. В рамках альянса осуществляется совмест­ная координация стратегического планирования и управ­ления, что позволяет с выгодой согласовывать долгосроч­ные партнёрские отношения. В качестве примера можно привести часть стратегических альянсов компании Toshiba:

- альянс со шведской Ericsson, одним из крупнейших про­изводителей телекоммуникационной аппаратуры в це­лях разработки нового оборудования средств связи;

- альянс с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров с целью разработки портативных

станций;

-альянс с IBM и Simens с целью разработки и производ­ства чипов памяти большой мощности для использова­ния в компьютерах.


Система методов управления Сущность и классификация методов

Для успешного функционирования организации необхо­димо управлять ей систематически и прозрачным способом. Для достижения этих целей применяются различные мето­ды управления.

Под методами управления понимается совокупность спо­собов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определённых целей. Среди методов управления особое место занимают методы управления персоналом. Это способы воздействия на кол­лективы и отдельных работников:? целью осуществления координации их деятельности в процессе реализации целей организации.

Нужно заметить, что различают методы управления и ме­тоды процесса управления. Методы процесса управления за­дают способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления, включая правила определения целей, методы разработки и оптимизации уп­равленческих решений, организационно-практическую ра­боту по их реализации. К ним относятся также методы вы­полнения отдельных функций: прогнозирования и плани­рования, организации регулирования и контроля и т.д. В от­личие от методов процесса управления, с помощью кото­рых выполняются лишь отдельные работы, методы управ­ления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления.

Наибольшее значение имеет классификация методов уп­равления на основе объективных закономерностей, прису­щих общественному производству с учётом специфики от­ношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют экономические, админист­ративные и социально-психологические методы управле­ния. Все эти методы управления органически связаны меж­ду собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: