На протяжении всего развития рыночных отношений организации стремились к различного рода взаимодействиям и объединениям. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы. Несмотря на отсутствие в Гражданском кодексе России (как и других стран) вышеперечисленных названий организационных форм интеграции компаний для обозначения конкретного юридического лица, все эти формы объединений фактически имеют место, а значит имеется и определённая структура управления таких объединений. Потому менеджеру нужно знать, что они из себя Представляют.
Концерн — форма объединения (обычно многоотраслевого) самостоятельных организаций, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.
Основные особенности концернов следующие:
|
|
• Это одна из самых жёстких форм интеграции компаний. В рамках данной формы полностью к онтролируется деятельность образующих её организаций.
• В рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей.
Головная компания, как правило, организуется в виде холдинговой компании, которая является держателем контрольного пакета акций дочерних организаций.
Входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных обществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю.
Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более организаций, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и др. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 — в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.:фирм.
Конгломерат — форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции.
Основные особенности конгломерата:
• Объединяемые организации, как правило, сохраняют свою юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.
• В качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы.;
|
|
• Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления.
Конгломератом выступают фирмы Mitsubishi, Hanson и др. Например, Hanson приобретает технологически простые фирмы в стабильных секторах рынка, добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу менеджеров, следя за тем, чтобы они укладывались в отведённый бюджет. Благодаря жёстким мерам экономии и контроля конгломерат добивается хороших результатов от когда-то убыточных предприятий.
Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.
Основная особенность консорциума: участники, как правило, не формируют никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (обычно совет директоров консорциума).
Примером может служить консорциум Airbas Indastri, контролирующий около 30% рынка гражданских самолётов. Участниками консорциума выступили 4 ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), Brtish Aerospacte (Великобритания) и CASA (Испания). Цель создания — проектирование и изготовление самолётов. Консорциум зарегистрирован как юридическое лицо по законодательству Франции в организационно-правовой форме «объединение по экономическим интересам». Эта организационно-правовая форма была выбрана в связи с тем, что она не предполагает формирование участниками единого капитала, нет необходимости отражать прибыль или убытки, представлять финансовую отчётность. Консорциум имеет свой центральный управляющий аппарат, насчитывающий 2700 человек, занимающихся вопросами управления, маркетинга, сбыта и послепродажного обслуживания самолётов.
Появились консорциумы нового типа, в которых участниками выступают государства, например ИНТЕЛСАТ— Международный консорциум спутниковой связи.
Картель — форма интеграции фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности: соглашения ценах, рынках сбыта, объёмах производства и сбыта, ассортименте, условиях найма. Картельные соглашения часто существуют негласно, в виде секретных статей иди «джентльменских соглашений».
Одной из особенностей картелей есть наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, если они охватывают более установленного процента объёма рынка, исключая сельское хозяйство.
Синдикат — это разновидность картельного соглашения; форма интеграции однородных промышленных организаций, созданных в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованной в форме особого торгового общества (акционерного общества с ограниченной ответственностью и т.д.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор |на сбыт своей продукции.
Пул — форма интеграции организаций, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котёл) и затем распределяется между ними согласно ранее установленной пропорции. Объединение организаций в виде пула носит обычно временной характер. Отметим некоторые виды пулов:
Биржевой — объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и |в спекулятивной игре.
Торговый — объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита. Такого рода действия очень знакомы россиянам.
|
|
Трест — форма интеграции, при которой входящие в него организации сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.
Особенностью трестов является то, что это самая жесткая интеграция из всех рассмотренных. Здесь объединяются все стороны хозяйственной деятельности организации, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Организации теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность. Трест отличается однородностью своей деятельности, все организации подчиняются единому руководству.
Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. Это самая мягкая форма интеграции. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, но члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами.
Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых организаций для достижения определённых коммерческих целей, для получения синергии объединённых и взаимодополняющих стратегических ресурсов организаций. На сегодняшний день это самая перспективная форма интеграции. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов — наиболее быстрый и недорогой путь реализации глобальной стратегии. В стратегических альянсах не доходит до слияния организаций. В рамках альянса осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления, что позволяет с выгодой согласовывать долгосрочные партнёрские отношения. В качестве примера можно привести часть стратегических альянсов компании Toshiba:
|
|
- альянс со шведской Ericsson, одним из крупнейших производителей телекоммуникационной аппаратуры в целях разработки нового оборудования средств связи;
- альянс с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров с целью разработки портативных
станций;
-альянс с IBM и Simens с целью разработки и производства чипов памяти большой мощности для использования в компьютерах.
Система методов управления Сущность и классификация методов
Для успешного функционирования организации необходимо управлять ей систематически и прозрачным способом. Для достижения этих целей применяются различные методы управления.
Под методами управления понимается совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определённых целей. Среди методов управления особое место занимают методы управления персоналом. Это способы воздействия на коллективы и отдельных работников:? целью осуществления координации их деятельности в процессе реализации целей организации.
Нужно заметить, что различают методы управления и методы процесса управления. Методы процесса управления задают способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления, включая правила определения целей, методы разработки и оптимизации управленческих решений, организационно-практическую работу по их реализации. К ним относятся также методы выполнения отдельных функций: прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д. В отличие от методов процесса управления, с помощью которых выполняются лишь отдельные работы, методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих общественному производству с учётом специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют экономические, административные и социально-психологические методы управления. Все эти методы управления органически связаны между собой.