Организационно правовые вопросы БЖД

Литература

Основные понятия реляционной модели

Реляционной называется база данных, в которой все данные, доступные пользователю организованны в виде таблиц и все операции сводятся к операциям над таблицами. Связь между таблицами определяется только значениями данных. Основной операнд – выбор очередной строки таблицы по условию.

Базовые операции: Включить кортеж, удалить кортеж, исправить кортеж.

Известные языки запросов основанные на реляционной алгебре это – ISBL (начало 80x гдов), SQUARE и самый распространенный SQL.

SQL - Structured Query Language.

Язык SQL стал фактически стандартным языком доступа к базам данных. Все СУБД, претендующие на название "реляционные", реализуют тот или иной диалект SQL. Многие нереляционные системы также имеют в настоящее время средства доступа к реляционным данным. Целью стандартизации является переносимость приложений между различными СУБД.

SQL поддерживает такие операции над данными: как чтение данных, запросы; корректировка данных; управление доступом; обеспечение целостности данных;

SQL может быть как встроенным, так и внешним API.

В приложения используется как: в интерактивном режиме; в качестве языка администратора баз данных; язык программирования в архитектуре клиент-сервер; язык шлюзов (средство связи различных СУБД).

Достоинства SQL заключаются в: независимости от конкретных СУБД; переносимости с одной архитектуры ВМ на другу; наличие стандартов; поддержка ведущих компаний; декларативность.

Отличия различных диалектов могут состоять в: кодах ошибок, типах данных!, системных таблицах а также операторах, которые например в динамическом SQL формируются в процессе работы программы.

В языке порядка 30 основных операторов.

1. Казиев В.М. Введение в информатику. www.intuit.ru

2. Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики. - М.: Энергия,

1980. - 423 с.

3. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. М.:

Финансы и статистика, 1997.

4. Жельников В. Криптография от папируса до компьютера. М.: АBF, 1996.

5. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации.

М.: Яхтсмен, 1996.

6. Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для

инженера. - М.: Энергия, 1980. - 342с.

7. Поспелов Д.А. Логические методы анализа и синтеза схем.- М.:

Энергия, 1974. - 368 с.

8. Динман М.И. С++. Освой на примерах. – СПб.: БХВ Петербург, 2006. –

384 с.

9. Фридман А.Л. Язык программирования Си++. Интернет-университет

информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2004.

10. Льюис Ф., Розенкранц Д., Стирнз Р. Теоретические основы

проектирования компиляторов. - М.: Мир, 1979. - 654 с.

11. Ленгсам Й., Огенстайн М., Тененбаум. Структуры данных для

персональных ЭВМ. — М.: Мир, 1989. — 568 с.

12. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. — М.: Мир, 1985.

- 406 с.

НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ, изм. от 24.07.2009г. № 206-ФЗ).

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

Перечень видов нормативных правовых актов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

В этот перечень вошли:

Наименование вида нормативного правового акта
полное сокращенное
Межотраслевые правила по охране труда Межотраслевые типовые инструкции по ОТ ПОТРМ ТИРМ
Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда ПОТРО ТИР О
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности ПБ ПУБЭ ИБ
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству СНиП СП
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: • санитарные правила, • гигиенические нормативы, • санитарные правила и нормы, • санитарные нормы   СП гн СанПин СН

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

> конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

> разработке технологических процессов;

> организации производства и труда.

Утверждаются государственные нормативные требования охраны труда сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Пересмотру независимо от установленного срока их действия государственные нормативные требования охраны труда подлежат:

• при изменении законодательства РФ об охране труда;

• при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

• при внедрении новой техники и технологий;

• по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня. Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда.

Стандарты безопасности труда (СБТ) - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ст. 209 ТК РФ, изм. от 24.07.2009г. № 206-ФЗ).

Структура обозначения стандартов ССБТ:

гост   X XXX XX
Индекс Шифр ССБТ Шифр подсистемы Порядковый номер в подсистеме Год регистрации стандарта

Пример: ГОСТ 12.4.196-99.. Этот государственный стандарт системы стандартов ССБТ (шифр 12) определяет требования безопасности к средствам защиты работающих (шифр 4), порядковый номер в этой подгруппе 196, (костюмы изолирующие), год принятия ГОСТа 1999

Классификация стандартов ССБТ

Шифр подсистемы Наименование подсистемы
  Организационно-методические стандарты, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных факторов
  Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения
  Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
  Стандарты требований безопасности к производственным процессам
  Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих
  Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям
6-9 Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.

В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Например: Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования РФ Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.0.555-96. Минздрав России. Москва 1997

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ» включает в себя 9 групп и т.д.

Шифр СНиП состоит из:

• аббревиатуры «СниП»,

• номера части (одна цифра),

• номера группы (две цифры),

• номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),

• две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.

Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей -физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

• с трудовым законодательством;

• иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

• коллективными договорами;

• соглашениями.

Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотреноколлективным договором, соглашениями.

Не подлежат применению:

> нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

> локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).

Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ, международное бюро труда в Женеве) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране.

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения). МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций.

Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ.

Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве.

Большое значение для безопасности, гигиены и охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС).

Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:

• организацию охраны труда;

• требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;

• соответствующее использование установок, оборудования и веществ;

• определение уязвимых категорий рабочих и т.д.

Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих национальных, законодательствах.

Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документовпо охране труда до всех предприятий и организаций создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - РИСОТ. Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНОЙ ТРУДА

Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, в том числе трудового осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и территориальные органы Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

* предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований охраны труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

* направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

* выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

* составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права также осуществляет Федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда образована при Министерстве труда Российской Федерации, ей подведомственны государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства. Таким образом, создана единая централизованная система, включающая Министерство труда и социального развития Российской Федерации и государственные инспекции труда.

Специализированный государственный контроль и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых производственных объектах осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные службы государственного надзора, имеющие свои территориальные органы - инспекции.

К важнейшим из них относятся:

Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Государственный пожарный надзор, федеральные и территориальные органы которого являются частью Государственной противопожарной службы, (в системе МЧС)

Государственные инспекции по видам транспорта (ГИБДД и др.).

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля над соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Каждый работник имеет право на:

• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

•получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

•обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

• профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

- на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе;

- в случае, если предоставление работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

•обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

•отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами до устранения такой опасности;

- при отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

•обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

- в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами СИЗ и СКЗ работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей, и должен оплатить возникший по этой причине простой. В этом случае отказ работника от выполнения работ не влечет за собой его привлечение к дисциплинарной ответственности.

Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации:

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения:

ð на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;

ð к выполнению работ в ночное время; к сверхурочным работам;

ð осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой;

ð устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

ð создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. (ст. 224 ТК РФ).

Обучение по охране труда

В соответствии с требованиями Трудового кодекса (ст. 225 и др.), ГОСТ Р 12.0.007"Система управления охраной труда в организации" все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Обучение по охране труда предусматривает:

а) инструктажи: вводный; на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;

б) обучение работников рабочих профессий;

в) обучение руководителей и специалистов, а также обучение иных отдельных категорий застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования.

Для проведения инструктажей разрабатываются программы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации, разработанным и утвержденным руководителем организации.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций проходят вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях – в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы:

а) со всеми вновь принятыми в организацию работниками;

б) с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

в) с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими производственную практику.

Работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, допускается освобождать от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель.

Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в 6 ме с. по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят:

а) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

б) при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений и других факторов, влияющих на безопасность труда;

в) при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

г) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

д) при перерывах в работе [для работ с вредными и (или) опасными условиями – более 30 календарных дней, а для остальных работ – более 2 мес];

е) по решению работодателя.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляют наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливает работодатель в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Работодатель организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводит по соответствующим программам по охране труда непосредственно сама организация (при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда.) или образовательные учреждения профессионального образования, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включают руководителей организаций и их структурных подразделений, специалистов служб охраны труда, главных специалистов (технолога, механика, энергетика и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдают удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме установленного образца.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда выполняется в соответствии со ст. 212 ТК РФ в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.). Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, аккредитованная в соответствующем порядке и привлекаемая работодателем на основании договора гражданско-правового характера.

Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от от даты издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения работ по аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет комиссию представитель работодателя.

В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

оценку травмоопасности рабочих мест;

оценку обеспеченности работников СИЗ;

комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям оценки и классификации условий труда, применяемых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом определяется класс (подкласс) условий труда, как для отдельных факторов, так и для условий труда на рабочем месте в целом.

При соответствии условий труда гигиеническим нормативам, требованиям охраны труда и обеспеченности работников СИЗ, рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмобезопасности несоответствия требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует требованиям охраны труда».

При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) рабочее место признается не аттестованным и аттестационная комиссия незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Работодатель знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Результаты аттестации используются в целях:

- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

- подготовки списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

- установления скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА ТЯЖЕЛЫЕ РАБОТЫ И РАБОТЫ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

1. Дополнительный отпуск.

2. Сокращенная продолжительность рабочего времени.

3. Повышенная оплата труда работникам за тяжелые и вредные, особо тяжелые и особо вредные условия труда.

4. Государственная пенсия на льготных условиях по Списку № 1 и Списку № 2.

5. Лечебно-профилактическое питание.

6. Молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах устанавливаются:

• коллективным договором;

• соглашением;

• трудовым договором;

• локальными нормативными актами.

Не устанавливаются компенсации работникам в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных:

> результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или

> заключением государственной экспертизы условий труда (ст. 219 ТК РФ).

Дополнительный отпуск

Основной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (Ст.115 ТК).

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 116, 117 ТК РФ)..

Например: работникам литейного производства, деревообрабатывающего производства; работникам, осуществляющим малярные работы, сварочные работы; кузнечно-прессовые работы.

При предоставлении дополнительных отпусков за условия труда следует руководствоваться «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.74 г. № 298/П-22 (Письмо Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 861-7).

Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска по различным профессиям с вредными условиями труда установлена в Списке дифференцированно - от 6 до 36 рабочих дней.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников и другие льготы, не предусмотренные законодательством.

С окращенная продолжительность рабочего времени

Сокращенный рабочий день предоставляется работникам в соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.74 г. № 298Л1-22 (Письмо Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 861-7).

Сокращается рабочее время в те дни, когда работник фактически занят во вредных условиях труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленной «Списком».

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

• при 56-часовой рабочей неделе - 8 часов;

• при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов (ст. 94 ТК РФ).

Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю) и гигиенических нормативов условий труда.

Повышенная оплата труда

В повышенном размере, по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), производится оплата труда работников, занятых:

• на тяжелых работах;

• на работах с вредными, опасными, иными особыми условиями труда;

• на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ).

Размеры доплат устанавливаются работодателем в процентах к тарифной ставке (окладу) согласно Типовому положению об оценке условий труда на рабочих местах в зависимости от фактического состояния условий труда по следующей шкале на работах:

=> с тяжелыми и вредными условиями труда 4,8, 12%;

=> с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда 16,20,24%.

Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них.

Досрочное назначение трудовой пенсии

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ наряду с общими основаниями для назначения трудовой пенсии по старости определены и основания для сокращения пенсионного возраста на 5 или 10 лет в связи с особыми условиями труда.

Так лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на таких работах не менее 25 лет (п. 11 ст. 27 № 173-ФЗ).

Существует целый ряд списков работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.

Порядок применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право работникам на досрочное назначение трудовой пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, изложен в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537.

Список № 1 при установлении пенсии должен применяться на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста:

1) мужчинам - по достижении 50 лет;

2) женщинам - по достижении 45 лет,

если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Список № 2 при назначении пенсий в соответствии должен применяться на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:

3) мужчинам - по достижении 55 лет;

4) женщинам - по достижении 50 лет,

если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники:

• постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2;

• в течение полного рабочего дня.

Время работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы и время отбывания на исправительных работах засчитывается только в общий трудовой стаж, т.е. не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Лечебно-профилактическое питание

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ЛПП) (ст.222 ТК РФ).

Предоставляется ЛПП за счет средств работодателя в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (Постановление Минтруда России от 31.03.03 г. № 14).

Рационы лечебно-профилактического утверждены этим же постановлением.

Выдается ЛПП работникам:

> в дни фактического выполнения ими работы, при условии занятости на указанной работе не менее половины рабочего дня;

> в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.

Выдача ЛПП производится:

• в виде горячих завтраков;

• перед началом работы;

• в обеденный перерыв (в отдельных случаях по согласованию с Роспотребнадзором).

Ознакомление работников, пользующихся ЛПП, с правилами бесплатной выдачи питания должно быть включено в программу обязательного вводного инструктажа по охране труда.

Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТКРФ, Приказ Минздрава России № 126 от 28 марта 2003 г "Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов").

Норма бесплатной выдачи молока работникам составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности при условии занятости работника во вредных условиях труда не менее 50% времени.

Предоставляется молоко в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем..

Работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко не выдается.

Допускается замена молока:

> равноценными пищевыми продуктами, когда невозможна выдача работникам молока, с согласия работников и с учетом мнения выбранного профсоюзного органа;

> на лечебно-профилактические напитки, витаминные препараты и бифидосодержащие кисломолочные продукты только при положительном заключении Минздрава России на их применение.

Не допускается замена молока:

> сметаной или сливочным маслом;

> другими продуктами, кроме равноценных.

Выдача молока может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов:

- по письменному заявлению работника, если это предусмотрено:

- коллективным договором и (или)

- трудовым договором.

Смывающие и обезвреживающие средства

Мыло выдается работникам, занятым на работах, связанных с загрязнением (Постановление Минтруда РФ от 4 июля 2003 г. № 45. Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условиях их выдачи).

На работах, связанных с трудно смываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, клеями, битумом, химическими веществами раздражающего действия и др., выдаются защитные, регенерирующие и восстанавливающие кремы, очищающие пасты для рук.

Норма выдачи смывающих и обезвреживающих средств установлена на один месяц с учетом видов работ и производственных факторов.

Методы анализа причин производственного травматизма

Методы анализа причин делятся на 2 группы.

1гр.: Прогностические (априорные)

2гр.: Ретроспективые (апостериорные)

Прогностические методы направлены на изучение возможных опасностей и включают моделирование технологических процессов (физическое, математическое), учитывает мнение экспертов, используется логико-вероятностный метод построения дерева причин, при котором исходное событие разбивается на ряд более мелких частных и на нижнем уровне дерева обнаруживается исходное событие.

Прогностический метод применяют при проектировании нового оборудования и техпроцессов. Подсчитывается вероятность появления заданного числа травм, то есть составляется прогноз.

Для действующих производств сочетают ретроспективные и прогностические методы.

Ретроспективные методы подразделяются на ряд методов. Статистический, основанный на использовании статистических данных по травматизму. Данные из актов формы Н-1, формы отчетности предприятия 7-Т. В этом методе используют следующие показатели:

Коэффициент частоты:

,

где Т- число травм ил несчастных случаев за отчётный период,

Р- численность работающих,

Коэффициент тяжести:

Д- число дней трудоспособности,

Т – число травм или несчастных случаев,

Коэффициент нетрудоспособности:

.

Разновидностями этого метода являются групповой и топографический.

При топографическом методе, несчастные случаи условными знаками наносят на план расположения оборудования в цехе или на участке и изучают по месту их происшествия.

Монографический метод основан на детальном расследовании всех обстоятельств н.с. (рабочего места, оборудования, технологического процесса и др.).

При групповом методе травмы группируют по однородным признакам: по возрасту, квалификации, специальности и т.п.

Эргономический метод анализа заключается в комплексном изучении системы "Человек – Машина – Среда" с учетом антропометрических данных человека.

Экономический метод основан на определении экономического ущерба от травматизма с целью выяснения экономической эффективности затрат на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

В результате расследования несчастных случаев и опасных ситуаций выявляются их причины: технические; санитарно-гигиенические; организационные; социально-экономические; природно-климатические, психофизиологические (внимание, эмоции, реакции).

эффективностЬ мероприятий по обеспечению БЕЗОПАСНОСТИ

В результате неблагоприятных условий труда возможно снижение работоспособности вследствие повышения утомления, увеличение внутрисменных потерь в связи с увеличением времени на отдых. Возможна временная нетрудоспособность вследствие общих заболеваний, профессиональные заболевания и несчастные случаи.

Различают следующие виды эффективности мероприятий по ОТ.

Социальная эффективность направлена на снижение общей и профессиональной заболеваемости и повышение трудоспособности. Основные показатели социального эффекта мероприятий по ОТ: рост производительности труда; сохранение трудовых ресурсов и повышение их профессиональной активности.

Социально-экономическая эффективность выражается в виде экономии или предотвращении трудовых потерь: снижение непроизводственных затрат времени и труда; увеличение фонда рабочего времени за счет снижения заболеваемости; экономия на льготы и компенсации; снижение затрат из-за текучести кадров.

Инженерно-техническая эффективность – выражается в физических единицах, принятых для оценки опасностей (лк, дисперсность, уровень), и учитывает количественную и качественную характеристику вредного фактора; продолжительность его воздействия и количество людей, подверженных его действию. Например, в результате внедрении мероприятий по ОТ уровень звука снизился на 10 дБА и его спектр изменился с преобладанием низких частот.

Экономическая эффективность включает сопоставление затрат и выгод от проведённых мероприятий и определяется путем расчета основных показателей: чистого экономического эффекта, общей экономической эффективности и сравнительной экономической эффективности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Должностные лица, виновные за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда, в не выполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профсоюзов несут ответственность:

- дисциплинарную, когда по вине должностных лиц допускаются систематические или однократные грубые нарушения требований охраны труда, которые не влекут и не могут повлечь за собой тяжелых последствий (нарушение правил внутреннего распорядка, отсутствие инструкции и т.п.): замечание, выговор, смещение на низшую должность до трех месяцев, увольнение;

- административную – наложение штрафа государственной инспекцией по труду (Рострудинспекция) или органами надзора с учетом степени нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране труда или правил пожарной безопасности. Административная ответственность (статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях) влечет:

· на должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 1000 рублей до 5000 рублей;

· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере наложение штрафа от 1000 руб. до 5000 руб., или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

· на юридических лиц наложение штрафа от 30000 руб. до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на девяносто суток (назначается судьей);

· на должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – дисквалификацию на срок от 6 месяцев до трех лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП, изм. от 17.07.2009 № 160-ФЗ).

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению работодателем или лицом, его представляющим, (ст. 5.31) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

- материальную – за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья и моральный вред;

- уголовную за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — эти лица наказываются:

• лишением свободы на срок до 1-го года, или

• исправительными работами на срок до 2-х лет, или

• штрафом в размере от 200 тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается

• лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо крупного ущерба наказываются (ст. 216 УК РФ):

· штрафом в размере от 80 тысяч рублей,

· или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев,

· либо ограничением свободы на срок до трех лет,

· либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается:

- ограничением свободы на срок до 5 лет,

- лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается

лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 500 тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 КоАП) совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,

· наказывается штрафом в размере до 80000 руб.

· или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев,

· либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

11. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и др. повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

При несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан:

· немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

· принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

· сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

· немедленно проинформировать о несчастном случае соответствующие органы и организации, родственников пострадавшего;

· принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:

- в соответствующую государственную инспекцию труда;

- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в некоторых случаях - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: