Валентные возможности атомов в основном и в возбужденном состоянии

Наличие дополнительного энергетического подуровня своего же энергетического уровня расширяет валентные возможности элемента. В возбужденном состоянии электрон с s подуровня переходит на d подуровень увеличивая валентность атома.

19) Описать метод ВС и сравнить связи в следующих молекулах и ионах: N2 F2 CO [Zn(NH3)4]2+ [BF4]-.

В основу метода МВС положено допущение, что координационный ион (соединение) образуется по донорно-акцепторному механизму за счет неподеленных электронных пар лигандов (доноров) и свободных гибридных орбиталей иона комплексообразователя (акцептора). Образование парамагнитного иона [FeF6]4– можно представить таким образом. Свободный ион Fe2+ имеет электронную конфигурацию d 6 и следующее распределение электронов по орбиталям:

Шесть ионов F смещают по одной из своих неподеленных электронных пар на вакантные sp 3 d 2-гибридные орбитали иона Fe2+. Четыре неспаренных электрона иона Fe2+ сохраняются и обусловливают высокий спин иона [FeF6]4–:

Так как число неспаренных электронов в комплексе и свободном ионе Fe2+ совпадает, то комплекс [FeF6]4– называется высокоспиновым. Ионы CN значительно сильнее взаимодействуют с ионом железа (II), следствием чего является спаривание d -электронов центрального иона и образование низкоспинового комплекса [Fe(CN)6]4– с d 2 sp 3-гибридизацией.

Аналогично можно представить образование и других комплексных ионов:

Комплексообразователем может быть не только положительный ион металла, но и металл в нулевой степени окисления, например, в карбонилах металлов – соединениях с общей формулой [M(CO) n ]. Связь в таких соединениях можно объяснить с позиций МВС в рамках правила 18 электронов: устойчивы такие карбонилы, в которых все d -, s - и p -орбитали металла заполнены электронными парами. Стабильны карбонилы [Cr(CO)6], [Fe(CO)5], [Ni(CO)4]. У пентакарбонилжелеза [Fe(CO)5] – d 1 sp 3-гибридизация. Если металл имеет нечетное число электронов, то карбонилы димерны: [Mn(CO)5]2, [Co(CO)4]2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: