Содержание программы 10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)

(3 ч в неделю; всего 105 ч, из них 8 ч резервное время)

Введение (5 ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sp3 -гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — 2 -гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp -гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.

Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 ч)

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.

Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.

Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 ч)

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).

Тема 3. Углеводороды (26 ч)

Понятие об углеводородах.

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.

Тема 4. Спирты и фенолы (7 ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.

Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.

Тема 5. Альдегиды. Кетоны (8 ч)

Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.

Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (11 ч)

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).

Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.

Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.

Тема 7. Углеводы (8 ч)

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.

Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.

Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (10 ч)

Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.

Тема 9. Биологически активные вещества (6 ч)

Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.

Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).

Практикум (7 ч)

1. Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки.

Резерв (8ч)

Календарно – тематическое планирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


№ урока Тема урока Кол-во часов Дата проведения урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки (ЗУН) Планируемые результаты Коррек тировка
                 
1 триместр (36 часов)
Введение (5 часов)
1(1) Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии. Органические вещества.   01.09.2015 - 07.09.2015 Комбинированный урок Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Знать: 1.Классификацию органических веществ. 2.Понятия: органические соединения: природные, искусственные и синтетические. 3.Особенности, характеризующие органические соединения. 4.Краткий очерк истории развития органической химии. Уметьприводить примеры органических соединений. Объяснять особенности строения и свойств органических соединений; приводить примеры органических соединений.  
2(2) Предпосылки создания теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.   01.09.2015 - 07.09.2015 Комбинированный урок Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А.М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере Знать: Понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия, валентность. Понимать значение ТХС в современной химии. Уметьприводить примеры органических соединений. Объяснять предпосылки создания теории строения органических соединений А.М. Бутлерова  
3(3) Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.   01.09.2015 - 07.09.2015 Комбинированный урок Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н -бутана и изобутана. Знать: 1.Понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия. 2.Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Уметь: 1.Приводить примеры органических соединений. 2.Составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов. Объяснять основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.  
4(4) Строение атома углерода.   08.09.2015 - 14.09.2015 Комбинированный урок Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма и пи. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи. Знать/понимать - химические понятия:атом, атомные s-, р-, d- орбитали, химическая связь, валентность, степень окисления; - основные теории химии:строения атома, химической связи. Уметьобъяснятьприроду и способы образования химической связи. Объяснять природу и способы образования химической связи.  
5(5) Валентные состояния атома углерода.   08.09.2015 - 14.09.2015 Комбинированный урок Первое валентное состояние – sр3 – гибридизация – на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2 – гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sр – гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии. Знать: 1. Понятие валентности. 2. Понятие ковалентной химической связи. Уметь: 1.Определять валентность по положению атома в ПС, строению атома. 2.Определять возможные валентные состояния. Определять валентные состояния атома углерода.  
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 часов)
1(6) Классификация органических соединений по строению углеродного скелета.     08.09.2015 - 14.09.2015     Комбинированный урок Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Знать и пониматьпринципы классификации органических соединений по строению углеродного скелета. Уметь: 1.Определятьпринадлежность веществ к различным классам органических соединений. 2.Приводить примеры основных классов органических соединений. Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; приводить примеры основных классов органических соединений.  
2(7) Входная контрольная работа. Классификация органических соединений по функциональным группам.   15.09.2015 - 21.09.2015 Комбинированный урок Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Знать и пониматьпринципы классификации органических соединений по функциональным группам. Уметь: 1.Определятьпринадлежность веществ к различным классам органических соединений. 2.Приводить примеры основных классов органических соединений. Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; приводить примеры основных классов органических соединений.  
3(8) Основы номенклатуры органических соединений.   15.09.2015 - 21.09.2015   Комбинированный урок Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Уметь называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.  
4-5 (9-10) Основы номенклатуры органических соединений.   15.09.2015 - 21.09.2015   22.09.2015 - 28.09.2015 Комбинированный урок Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальник структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок). Уметь называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.  
6(11) Изомерия в органической химии и её виды.   22.09.2015 - 28.09.2015 Комбинированный урок Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Знатьвиды изомерии в органической химии. Уметьназывать изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.  
7(12) Структурная и межклассовая изомерия.   22.09.2015 - 28.09.2015 Комбинированный урок Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Знать/понимать - химические понятия:углеродный скелет, функциональная группа; гомология, структурная изомерия. Уметь: 1.Приводить примеры структурной изомерии органических соединений. 2. Определять изомеры и гомологи. 3.Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Приводить примеры структурной изомерии органических соединений; называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.  
8(13) Пространственная изомерия и ее виды.   29.09.2015 - 05.10.2015 Комбинированный урок Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях. Знать/понимать - химические понятия:углеродный скелет, функциональная группа; гомология, пространственная изомерия. Уметь: 1.Приводить примеры пространственной изомерии органических соединений. 2. Определять изомеры и гомологи. 3.Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Приводить примеры пространственной изомерии органических соединений; называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.  
9(14) Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений.   29.09.2015 - 05.10.2015 Урок обобщения и систематизации знаний Выполнение упражнений по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов. Подготовка к контрольной работе. Уметьпроводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
10(15) Контрольная работа № 1 «Строение и классификация органических соединений».   29.09.2015 - 05.10.2015 Урок контроля Учет и контроль знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений». Уметь называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Уметьпроводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК; проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 часов)
1(16) Понятие о реакциях замещения и присоединения.   06.10.2015 - 12.10.2015 Комбинированный урок Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Уметьопределять принадлежность реакции к тому или иному типу химических реакции в органической химии. Определять принадлежность реакции к тому или иному типу химических реакции в органической химии.  
2(17) Понятия о реакциях отщепления и изомеризации.   06.10.2015 - 12.10.2015 Комбинированный урок Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. Уметьопределять принадлежность реакции к тому или иному типу химических реакций в органической химии. Определять принадлежность реакции к тому или иному типу химических реакции в органической химии.  
3(18)   Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи.   06.10.2015 - 12.10.2015   Комбинированный урок Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Знать/понимать - химические понятия:электрофил, нуклеофил. Уметь - объяснять:природу и способы образования химической связи. Объяснять природу и способы образования химической связи.  
4(19) Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.   13.10.2015 - 19.10.2015 Урок объяснения нового материала Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Знать/понимать - химические понятия:индуктивный и мезомерный эффекты. Уметь - определять:характер взаимного влияния атомов в молекулах. Определять характер взаимного влияния атомов в молекулах.  
5(20) Решение расчётных задач на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.   13.10.2015 - 19.10.2015 Комбинированный урок 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи. Уметьпроводить расчёты на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
6(21) Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.   13.10.2015 - 19.10.2015 Урок обобщения и систематизации знаний Решение задач и упражнений, выполнение тестов. Уметьпроводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
Тема 3. Углеводороды (26 часов)
1(22) Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов.   20.10.2015 - 26.10.2015 Комбинированный урок Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Природный газ, его состав и практическое использование. Знать: 1.Природные источники углеводородов – природный газ 2. Состав алканов, или предельных углеводородов. Знать/понимать природные источникиуглеводородов.    
2(23) Нефть, природный газ, каменный уголь.   20.10.2015 - 26.10.2015 Комбинированный урок Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. Знать/пониматьприродные источники углеводородов и способы их переработки. Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. Знать/понимать природные источникиуглеводородов и способы их переработки.    
3(24) Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства.   20.10.2015 - 26.10.2015 Комбинированный урок Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Знать: 1.Гомологический ряд и общую формулу алканов. 2.Строение молекулы метана и других алканов. 3.Изомерию алканов. 4.Физические свойства алканов. 5.Способы получения алканов. Уметь 1.Приводить примеры алканов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4.Характеризовать строение и физические свойства алканов. 5.Составлять уравнения соответствующих реакций. Приводить примеры алканов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение и физические свойства алканов; составлять уравнения соответствующих реакций.  
4(25) Химические свойства алканов.   27.10.2015 - 09.11.2015 Комбинированный урок Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Знатьхимические свойства алканов. Уметь: 1.Объяснять зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Характеризоватьстроение и химические свойства алканов; объяснять: зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул; составлять уравнения соответствующих реакций.  
5(26) Практическая работа №1«Качественный анализ органических соединений». Инструктаж по технике безопасности.   27.10.2015 - 09.11.2015 Урок-практикум Качественный анализ органических соединений. Знать: 1.Правила по ТБ при проведении химического эксперимента. Уметь: 1.Обращаться с лабораторным оборудованием. 2.Выполнять химический эксперимент. Выполнять химический экспериментпо определению качественного состава органических веществ.  
6(27) Алкены. Строение, номенклатура, получение и физические свойства.   27.10.2015 - 09.11.2015 Комбинированный урок Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация пи-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Знать: 1.Гомологический ряд и общую формулу алкенов. 2.Строение молекулы этилена и других алкенов. 3.Изомерию алкенов: структурная и пространственная. 4.Номенклатуру алкенов. 5.Физические свойства алкенов. 6.Получение этиленовых углеводородов. Уметь: 1.Приводить примеры алкенов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4.Характеризовать строение и физические свойства алкенов. 5.Составлять уравнения соответствующих реакций. Приводить примеры алкенов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение и физические свойства алкенов; составлять уравнения соответствующих реакций.  
7(28) Химические свойства алкенов.   10.11.2015 - 16.11.2015     Комбинированный урок Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. Знать химические свойства алкенов. Уметь: 1.Объяснять зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Характеризовать строение и химические свойства алкенов; объяснять зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул; составлять уравнения соответствующих реакций.  
8(29) Решение генетических цепочек превращений по темам «Алканы и алкены».   10.11.2015 - 16.11.2015   Комбинированный урок Генетическая взамосвязь между алканами и алкенами. Способы получения алканов и алкенов. Уметьсоставлять уравнения реакций. Составлять уравнения соответствующих реакций.  
9(30) Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены».   10.11.2015 - 16.11.2015   Урок обобщения и систематизации знаний Упражнения в составлении химических формул изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов, Упражнения в составлении реакций с участием алканов и алкенов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами химических соединений. Уметь: 1.Составлять уравнения реакций. 2.Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Составлять уравнения реакций; проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
10(31) Урок-упражнение по решению расчётных задач.   17.11.2015 - 23.11.2015   Комбинированный урок Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов Решение экспериментальных задач. Уметьпроводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
11(32) Алкины. Строение, номенклатура, получение и физические свойства.   17.11.2015 - 23.11.2015   Комбинированный урок Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Знать: 1.Гомологический ряд и общую формулу алкинов. 2.Строение молекулы ацетилена и других алкинов. 3.Изомерию алкинов. 4.Номенклатуру ацетиленовых углеводородов. 5.Получение алкинов: метановый и карбидный способы. 6.Физические свойства алкинов. Уметь: 1.Приводить примеры алкинов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4.Характеризовать строение и физические свойства алкинов. 5.Составлять уравнения соответствующих реакций. Приводить примеры алкинов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение и физические свойства алкинов; составлять уравнения соответствующих реакций.  
12(33) Химические свойства алкинов.   17.11.2015 - 23.11.2015   Комбинированный урок Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Знатьхимические свойства алкинов. Уметь: 1.Объяснять зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Характеризовать строение и химические свойства алкинов; объяснять зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул; составлять уравнения соответствующих реакций.  
13(34) Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.   24.11.2015 - 30.11.2015 Комбинированный урок Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение пи – связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Знать: 1.Общую формулу алкадиенов. 2.Строение молекул. 3.Изомерию и номенклатуру алкадиенов. 4.Физические свойства. 5.Взаимное расположение пи – связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. 6.Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Уметь: 1.Приводить примеры алкадиенов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4.Характеризовать строение и физические свойства алкадиенов. 5.Составлять уравнения соответствующих реакций. Приводить примеры алкадиенов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение и физические свойства алкадиенов; составлять уравнения соответствующих реакций.  
14(35) Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.   24.11.2015 - 30.11.2015 Комбинированный урок Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи – связями. Знатьхимические свойства алкадиенов. Уметь: 1.Объяснять зависимость реакционной способности алкадиенов от строения их молекул. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Характеризовать строение и химические свойства алкадиенов; объяснять зависимость реакционной способности алкадиенов от строения их молекул; составлять уравнения соответствующих реакций.  
15(36) Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства.   24.11.2015 - 30.11.2015 Комбинированный урок Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис -, транс -, межклассовая). Знать: 1.Гомологический ряд и общую формулу циклоалканов. 2.Изомерию циклоалканов (по «углеродному скелету», цис -, транс -, межклассовая). Уметь: 1.Приводить примеры циклоалканов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4.Характеризовать строение циклоалканов.   Приводить примеры циклоалканов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение циклоалканов.    
2 триместр (33 часа)
16(37) Химические свойства циклоалканов.   01.12.2015 - 07.12.2015 Комбинированный урок Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана. Знатьхимические свойства циклоалканов. Уметь: 1.Объяснять зависимость реакционной способности циклоалканов от строения их молекул. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Характеризовать строение и химические свойства циклоалканов; объяснять зависимость реакционной способности циклоалканов от строения их молекул; составлять уравнения соответствующих реакций.  
17(38) Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства и способы получения аренов.   01.12.2015 - 07.12.2015 Комбинированный урок Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи – связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного пи – облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Знать: 1.Строение молекулы бензола. 2.Изомерию и номенклатуру аренов. 3.Получение аренов. 4.Гомологи бензола. Уметь: 1.Составлять формулы изомеров. 2.Называть вещества. 3.Характеризовать строение аренов. 4.Составлять уравнения соответствующих реакций. Приводить примеры аренов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение аренов; составлять уравнения соответствующих реакций.  
18(39) Химические свойства бензола.   01.12.2015 - 07.12.2015 Комбинированный урок Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола.   Знатьхимические свойства бензола. Уметь: 1.Объяснять механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Характеризовать строение и химические свойства бензола; объяснять механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола; составлять уравнения соответствующих реакций.  
19(40) Особенности химических свойств гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов бензола.   08.12.2015 - 14.12.2015 Комбинированный урок Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3 – в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Уметьсоставлять уравнения соответствующих реакций. Объяснять особенности химических свойств гомологов бензола; взаимное влияние атомов на примере гомологов бензола.  
20(41) Применение бензола и его гомологов.   08.12.2015 - 14.12.2015 Комбинированный урок Применение бензола и его гомологов. Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников Называть области использования бензола и его гомологов.  
21(42) Генетическая связь между классами углеводородов.   08.12.2015 - 14.12.2015 Комбинированный урок Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов. Знать: 1.Химические свойства органических соединений. 2.Получение органических соединений. Уметь: 1.Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. 2.Составлять уравнения соответствующих реакций. Составлять уравнения соответствующих реакций.  
22(43) Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.   15.12.2015 - 21.12.2015 Комбинированный урок Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания. Решение комбинированных расчетных задач.   Уметьпроводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
23(44) Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях.   15.12.2015 - 21.12.2015 Комбинированный урок Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.   Уметьпроводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.  
24(45) Практическая работа № 2 «Углеводороды». Инструктаж по технике безопасности.   15.12.2015 - 21.12.2015 Урок-практикум Углеводороды. Знать: 1.Правила по ТБ при проведении химического эксперимента. Уметь: 1.Обращаться с лабораторным оборудованием. 2.Выполнять химический эксперимент. Применять теоретические знания на практике при выполнении практической работы, соблюдая правила по технике безопасности.  
25(46) Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды».   22.12.2015 - 11.01.2016 Урок обобщения и систематизации знаний Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изомеров. Выполнение тестовых заданий. Знать: 1.Классификацию углеводородов. 2.Гомологический ряд, гомологи углеводородов. 3. Номенклатуру углеводородов. 4 Изомерию — структурная изомерия, изомерия положения кратной связи. 5. Химические свойства углеводородов. 6. Применение углеводородов на основе свойств. Уметь: 1.Приводить примеры углеводородов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4. Составлять уравнения реакций, отражающих свойства углеводородов. Приводить примеры углеводородов; составлять формулы изомеров; называть вещества; составлять уравнения реакций, отражающих свойства углеводородов.  
26(47) Контрольная работа № 2 «Углеводороды».   22.12.2015 - 11.01.2016 Урок контроля Контроль и учёт знаний по изученной теме. Уметь: 1.Составлять уравнения соответствующих реакций. 2.Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. 3. Называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Составлять уравнения соответствующих реакций; проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций; называть изучаемые вещества по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.  
Тема 4. Спирты и фенолы (7 часов)
1(48) Предельные одноатомные спирты.   22.12.2015 - 11.01.2016 Комбинированный урок Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Знать: 1.Состав и классификацию спиртов. 2.Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). 3.Физические свойства спиртов 4.Способы получения спиртов. 5.Особенности электронного строения молекул спиртов. Уметь: 1.Приводить примеры спиртов. 2.Составлять формулы изомеров. 3.Называть вещества. 4.Характеризовать строение спиртов. 5.Составлять уравнения соответствующих реакций. Приводить примеры спиртов; составлять формулы изомеров; называть вещества; характеризовать строение и физические свойства спиртов; составлять уравнения соответствующих реакций.  
2(49) Повторный инструктаж по технике безопасности. Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

double arrow