Основы организации опытно – экспериментальной работы

1 Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.

Эксперимент педагогический – научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения и его результатом.

Для эксперимента характерно:

1. Активная позиция самого исследователя.

В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в процесс изучаемого явления. При этом исследователь может устранять одни явления и усиливать другие.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

Так при изучении явления А за (ручной труд), которое может протекать в разных условиях.

Эти условия:

«Б» – разное содержание деятельности детей;

«В» – разные воспитатели, ведущие занятия;

«Г» – разные условия труда: время дня, освещенности и т.д.

«Д» – что то ещё.

Предположим, мы хотим выяснить как влияет фактор «Б» на интересующее нас явление «А», индикатором которого служит устойчивость внимания детей.

Для выяснения этого фактора мы многократно вызываем явление А (занятия по ручному труду), но при этом изменяем фактор «Б», а остальные условия оставляем без изменений.

Для получения более объективных данных исследования необходимо обеспечить более полное равенство всех условий, факторов, при которых протекает то или иное явление.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др.

II. Виды экспериментов

В зависимости от стоящих перед экспериментатором задач и характера исследования используются разные виды экспериментов.

Лабораторный и естественный

1. Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

2. Естественный эксперимент для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях, т.е ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр.

К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором не вызывают настороженность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: