Не допустить войны — основная задача

В международном праве оговаривается целая система сбалансированных между собой принципов, на которых основывается миропорядок. Это суверенитет государств, нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, суверенное равенство, неприменение силы либо угрозы силой, справедливость, взаимность, сотрудничество. Если хотя бы одна из этих фундаментальных основ будет устранена, это грозит разрушением всей системы и дестабилизацией мирового сообщества.

Тем не менее, согласно новой стратегической концепции НАТО, объединенные вооруженные силы блока могут быть произвольно применяться на основании "внутренних процедур", вне зоны ответственности альянса, и санкция Совета Безопасности ООН для этого не требуется.

Чтобы не допустить развития событий по подобному сценарию, новая военная доктрина предусматривает блок определенных установок. Позиция России обозначена вполне четко: все попытки обойти механизмы, обеспечивающие международную безопасность в современном мире, ослабить их влияние (в первую очередь речь идет об ООН и ОБСЕ) являются неприемлемыми и недопустимыми — равно как и произвольное "гуманитарное вмешательство", на самом деле являющееся военно-силовыми акциями.

Потенциальную угрозу всех действий, направленных на девальвирование, ослабление существующей системы, удаление из числа ее элементов базовых (к примеру, Договор по ПРО 1972 г.) нельзя сбрасывать со счетов и недооценивать. При ратификации Договора СНВ-2 российская сторона исходила именно из этого посыла. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний также был ратифицирован, чтобы придать нераспространению ядерного вооружения и средств его доставки универсальный характер.

О том, что российская военная политика ориентирована на предупреждение вооруженных конфликтов и войн, свидетельствует система принципов, обеспечивающих военную безопасность. Примером может служить сотрудничество в сфере оборонной политики с Республикой Беларусь, осуществляемое в этих целях. Обе стороны взаимно согласовывают мероприятия, относящиеся к военному строительству. Приоритетное значение имеет для России упрочение в рамках СНГ системы коллективной безопасности, созданную и развивающуюся на основе Договора о коллективной безопасности.

В числе имеющих большое значение мер можно назвать подготовку системы, предусматривающей перевод на условия военного времени Вооруженных Сил и других войск, включая их мобилизационное развертывание. Немалую роль играет разработка системы заблаговременно осуществляемого перевода промышленных предприятий на производство военной продукции, а также подготовки к ведению обороны (территориальной и гражданской) органов власти, государственного управления.

Не обойдены вниманием и меры, направленные на то, чтобы защищать принадлежащие РФ объекты и сооружения, находящиеся в космосе, Мировом океане, на территориях, принадлежащих другим странам. Предусмотрена защита судоходства, различных видов деятельности (в частности, промысловой), осуществляемых как в прилегающих морских зонах, так и в отдаленных зонах Мирового океана. В центре внимания — государственная граница (включая воздушное пространство и подводную среду); исключительная экономическая зона и континентальный шельф и их природные ресурсы. Также предусмотрена в случае необходимости поддержка политических акций, проводимых государством, в виде обеспечения военно-морского присутствия и различных мероприятий, носящих военный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: