Конфликты и способы их предупреждения

Подходы к классификации могут быть самыми разными. Социологи обращают внимание прежде всего на макро – или микро – уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально – экономический, национально – этнический и политический.Юристы различают внутри – и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно – бытовые, культурные и социально – трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики.

№ п/ п основание классификации ВИДЫ КОНФЛИКТОВ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  Сферы проявления конфликта экономические – идеологические - социально – бытовые - семейно – бытовые - - в основе лежат экономические противоречия; - противоречия во взглядах; - противоречия социальной сферы;   - противоречия семейных отношений.
  Степень длите- льности и напряжённости конфликта Бурные быстротекущие конфликты.   Острые длительные конфликты. Слабовыраженные и вялотекущие конфликты. Слабовыраженные и быстротекущие. Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий.     Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер.
  Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Конфликты «личность – группа». Межгрупповые конфликты. Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности.   Субъектами конфликта выступают две личности.   Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой – группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы.
  Социальные последствия Конструктивные конфликты. Деструктивные конфликты. В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации / другой социальной системы. В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряжённость и ведут к разрушению социальной системы.
  Предмет конфликта Реалистичные (пред- метные) конфликты. Нереалистичные (беспредметные) конфликты Имеют чёткий предмет.     Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта.
  По коммуника- тивнойнаправ- ленности Горизонтальные. Вертикальные. Смешанные. Между сотрудниками, которые не подчинены друг другу. Между начальником и подчинённым. Объединяют оба вышеперечисленных положения.
  По формам и степени столк-новения Открытые и скрытые. Спонтанные. Инициативные и спровоцированные.   Неизбежные.   Вынужденные. Лишённые целесообразности. Имеется в виду характер протекания. Внезапно возникающие, без каких-либо видимых причин. Либо кто-то является открытым инициатором конфликта, либо обстоятельства скрытно подтасо-вываются таким образом, что конфликт происходит. Обстоятельства складываются таким образом, что конфликт всё же происходит, несмотря на усилия какой-либо из сторон предотвратить его. Обстоятельства складываются таким образом, что другого выхода просто нет. Когда предмет конфликта малозначителен и несущественен.
  По масштабам и продолжите- льности Общие и локальные. Кратковременные и скоротечные. Затяжные и долгосроч- ные. Поражают в целом коллектив или только какую-то малую социальную группу. Протекают за небольшой промежуток времени.   Протекают за большой промежуток времени
  По способу урегулирования Антагонистические. Компромиссные. Полностью или частич- но разрешаемые. Приводящие к согла-сию и сотрудничеству. Выражено противоречивые. В них можно добиться согласия. Конфликт разрешён или достигнута договорённость по каким-то позициям.   Достигнута полная договорённость.

(Классификация предложенная С. М. Емельяновым, «Практикум по конфликтологии», СПб, 2001).

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определённых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделяют общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

- социально – политические и экономические причины связаны с социально – политической и экономической ситуацией в стране;

- социально – демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и пр.;

- социально – психологические причины отражают социально – психологические явления в социальных группах; взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.;

- индивидуально – психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, направленность).

Вторую группу причин называют частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта, хотя и не имеют своей задачей целенаправленную провокацию конфликта.

- неудовлетворённость условиями деятельности, что связано в современных условиях, прежде всего с огромной нагрузкой и мизерной заработной платой;

- нарушение служебной этики, которая проявляется как во взаимоотношениях между начальниками и подчинёнными, так и в общении с пациентами;

- нарушение трудового законодательства;

- ограниченность ресурсов; слабая материальная база;

- различия в целях, ценностных ориентациях, средствах достижения целей;

- неудовлетворённость коммуникации; неумение общаться, устанавливать психологический контакт;

- нечёткое распределение обязанностей («почему я, а не кто-нибудь другой») – одна из самых распространённых причин возникновения конфликтов; возложение дополнительных обязанностей, не соответствующих требованиям должностных инструкций;

- несоответствие требований руководителя и целей коллектива, что приводит к противостоянию последнего с руководством;

- несовпадение официального и неофициального статусов в коллективе может привести к конфликту между руководителем и сотрудником, имеющим наибольшую меру личного влияния на своих товарищей («неформальное лидерство»);

- нарушение взаимных ожиданий – невыполнение обязательств по отношению к другому лицу вызывает у этого лица состояние фрустрации и порождает чувство обиды, желание расквитаться;

- причиной конфликта может выступать конфликтогенная личность («сознательный оппозиционер»), который постоянно инициирует вокруг себя конфликтные ситуации и вовлекает в них окружающих.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликт в социальной психологии и в теории управления может рассматриваться как деструктивный и конструктивный. Одно время считалось, что любой конфликт обязательно деструктивен по своим последствиям и любой управленец должен не допускать его. Но с утверждением в управлении концепции «человеческих отношений» конфликт стал рассматриваться как нечто «встроенное» в структуру организации, появились попытки рационализации конфликта. Раз конфликт заложен в различиях между людьми и группами, его следует принимать как неизбежное и задача управленца состоит в том, чтобы обладать необходимыми умениями разрешать конфликт, придавать ему позитивное значение.

Современный взгляд на конфликт признаёт его ценность для организации. Отсутствие конфликта в ряде случаев приводит к застою во взаимоотношениях людей и групп, препятствует изменениям, имеющим целью приспособление организации к динамичным условиям существования. Поэтому ответственность управленца состоит в регулировании уровня конфликта в группе. Своими действиями он должен обеспечивать его минимально необходимый уровень и обеспечивать профилактику конфликтов, несущих угрозу групповой сплочённости и нормальному ходу работы. Группы (отделы, подразделения), испытывающие дефицит конфликта, имеют тенденцию «впадать в спячку», демонстрируют отсутствие творчества, неспособность принимать решения. Слишком частые конфликты, наоборот, разъединяют деятельность организации из-за постоянных стычек по поводу неудовлетворённости межличностными отношениями, отсутствия сплочённости. Приемлемый уровень конфликтности направляет энергию людей в конструктивное русло.

Признаки деструктивного конфликта:

- отвлекает время и силы от решения более важных дел;

- вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к проявлению заниженной самооценки;

- поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию;

- усугубляет различия в ценностях;

- провоцирует неприемлемые способы действия и поведения.

Признаки конструктивного конфликта:

- способствует решению проблем;

- увеличивает степень включённости в обсуждаемую проблему;

- обеспечивает эмоциональную разрядку;

- позволяет людям больше узнать друг о друге;

- способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении.

Основные периоды и этапы конфликта:

Латентный период включает в себя следующие этапы:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создаётся одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

Открытый период включает в себя:

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к конфликтным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознаёт, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическим (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую должность, увольнение, привлечение к ответственности и т. п.).

ДИНАМИКА конфликта находит своё отражение в следующих понятиях: периоды, этапы и фазы конфликта.

Периоды и этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из них важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.Основными фазами конфликта являются:

  1. Начальная фаза.
  2. Фаза подъёма.
  3. Пик конфликта.
  4. Фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1 – м цикле может начаться фаза подъёма 2 – го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3 – й цикл и т. д. Графически это выглядит:

 
 


Пик конфликта

 
 


Пик конфликта


Фаза подъёма

Начальная фаза 1 – й цикл 2 – й цикл 3 – й цикл

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности по его разрешению отражены в следующей таблице:

Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения конфликта
Начальная фаза Возникновение и развитие кон- фликтной ситуации; Осознание конфликтной ситуации 92%
Фаза подъёма Начало открытого конфликтного взаимодействия 46%
Пик конфликта Развитие открытого конфликта менее 5%
Фаза спада Развитие открытого конфликта около 20%

Механизмы развития конфликта основываются на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применён конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, т. е. нарастания. (Конфликтоген – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.).

При этом важно иметь в виду, что каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникают помимо желания их участников по закону эскалации конфликтогенов. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия:

Правило № 1. Не употребляйте конфликтогенов.

Правило № 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Типы конфликтогенов

Характер конфликтогенов Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угрозы, замечание, критика, обвинение, насмешка, издёвка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение, унизительная похвала, упрёк, подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывание, навязывание своих советов, своей точки зрения, напоминание о неприятном, нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана, манипуляции сознанием человека
Нарушение этикета Причинённые случайно неудобства без извинения, игнорирование партнёра по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.), перебивание собеседника, перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное отношение Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкания

Содержание управление конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в следующей таблице:

№\ № Этапы конфликта Содержание управления (вид деятельности)
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации Прогнозирование. Предупреждение. (стимулирование)
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия Предупреждение (профилактика), (стимулирование)
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование.
4. Развитие открытого конфликта Регулирование.
5. Завершение конфликта Разрешение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: