1)по организационно-правовым формам.
2) по отраслевой принадлежности.: сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти и газа и т.п.), машиностроительные, предприятия строительного комплекса, транспорта, связи, химической промышленности, сельскохозяйственные предприятия по выращиванию продовольственных и технических культур, предприятия научно-технической сферы, оптовой и розничной торговли и т.д.
3) по размерам и масштабам производства и делятся на крупные, средние и малые. К средним обычно относят предприятия с численностью персонала от 100 до 500 человек, к крупным — на которых работают более 500 человек.
К малым относятся предприятия с ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к различным отраслям экономики. При этом в главных отраслях — промышленности, строительстве и на транспорте, численность персонала малого предприятия не должна превышать 100 человек. В остальных отраслях предельная численность малого предприятия ограничена до 50 работников, а в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 30.
|
|
4) по назначению выпускаемой продукции. Это могут быть предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения: оборудование, строительные материалы, комплектующие детали и т.д., а также — производящие предметы потребления.
5) По формам собственности предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или иной организационно-правовой форме.
6) по принадлежности капитала. Они могут быть национальными, иностранными и совместными.
Это основные признаки, по которым в настоящее время принято классифицировать предприятия. Можно отметить и 7)ряд других: по специализации (специализированные, диверсификационные, комбинированные); по методам организации производственного процесса (поточный, партионный, единичный); по времени работы в течение года (круглогодично и сезонного действия).
много предприятий имеют межотраслевую структуру и являются многопрофильными, выпускающими продукцию широкого ассортимента. Требования конкуренции заставляют предприятия выходить за рамки узкой специализации.