1. Коммуникативные цели.
2. Речевые стратегии в диалоговом взаимодействии.
3. Речевые тактики.
4. Приемы речевого воплощения стратегий и тактик.
1. Коммуникативные цели
Классификация типов речевого общения. По коммуникативной установке все речевые акты делятся на два больших разряда: информативные и интерпретативные.
По модальной характеристике информативные диалоги включают собственно информативные, дискутивные, предписывающие виды общения.
Интерпретативные диалоги делятся на следующие классы: целенаправленные и ненаправленные. Целенаправленные по модальной характеристике еще делятся на диалоги, формирующие оценочную модальность (типа – «тебе очень идет этот костюм…»), и диалоги, формирующие модальность другого типа (ссоры, претензии, примирения).
Ненаправленные диалоги различаются по тому, какой аспект личности реализуется в разговорах: я – интеллектуальное, я – эмоциональное, я – эстетическое.
2. Речевые стратегии в диалоговом взаимодействии
Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора.
Мельчайшая единица исследования – диалоговый шаг (фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью).
Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор: Тональности общения; языкового способа представления реального положения дел.
Речевые стратегии соединяют в диалоге элементы игры и ритуального речевого поведения (традиционные реплики, паузы, поговорки и «дежурные» топики, например, о здоровье, о погоде).
Игра – это также повторяющаяся модель речевого поведения в рамках стилистической нормы, она может быть сугубо стереотипной или представлять собой отступление от стереотипа поведения. Так, например, ирония – отрицание в бытовом диалоге представляет собой нетривиальную реплику (разговор двух знакомых, которые давно не виделись).
А: – Привет, Марина!
Б: – Привет, лапуля!
А: – Давно не виделись. Ну, как Валя, Димочка?
Б:– У нас все по-старому. Растем понемногу. Как ты?
А: – У нас как везде. Сама понимаешь.
Б: – А так по виду вроде ты процветаешь.
А: – Ага, процветаю цветами на блузке.
По отношению участников речевого общения к таким принципам, как солидарность (или кооперация), речевые стратегии делят на кооперативные и некооперативные.
К кооперативным относятся разные типы информативных и интерпретативных диалогов (сообщение – активен один, обмен мнениями – активны все), диалоги с ожиданием ответной реплики (совет, убеждение, просьба, увещевание) и диалоги (требование, приказ), исключающие ответ.
К некооперативным относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения: доброжелательности, искренности, это конфликты, ссоры, перебранки, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа.
Речевые стратегии намечают развитие диалога и полностью выявляется только в заключительных репликах, потому что правил «управления» разговором нет и любой параметр может оказать существенное влияние на результат диалога.
Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют «сюжетные повороты» разговора и способы выражения.
3. Речевые тактики
Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость).
В стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика: а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного выполнить эту просьбу); б) сослаться на невозможность выполнить в данное время; в) иронинизировать; г) отказаться от мотивировки; д) уклониться от ответа; е) дать понять, что не желает выполнить просьбу.
Все эти тактики основаны на некооперативной стратегии речевого поведения.
Особые речевые тактики нужны для установления контакта между говорящими.
Они основаны на кооперативных стратегиях и направлены на поддержание заинтересованности, активизации внимания. Создается атмосфера разговора.
В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение интересной для всех темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т.д.)
4. Приемы речевого воплощения стратегий и тактик.
Приемы речевого воплощения стратегий и тактик, делятся:
- на тривиальные;
- нетривиальные.
Тривиальные способы – это сложившиеся в языковой системе стереотипы выражения – выделение наиболее значимого компонента.
- Волна захлестнула лодку. Лодку захлестнуло волной. Лодку захлестнуло – линейная организация предложений.
- Варианты выражения извинения, просьбы.
Важный прием осуществления целого ряда тактик при кооперативной и некооперативной стратегии – молчание. Оно может быть эквивалентом реплики – утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки.
Нетривиальные способы:
- косвенное информирование;
- вертикальный контекст разговора;
- намек.
Причины применения таких приемов различны:
- неблагоприятная ситуация разговора (чуждая коммуникативная среда);
- психологическая неподготовленность адресата для восприятия информации явным способом.
Наиболее распространенный способ косвенного информирования – намек.
Выделяют 6 основных способов намекания:
1) через неопределенность – описание отвлеченного типа, которые проецируются на конкретный факт;
2) через посылку;
3) через дополнительность;
4) через апелляцию к интересам;
5) двусмысленность;
Через иносказание.
В основе механизма разгадывания намека всегда лежит простейшая мыслительная операция – аналогия.