Речевые стратегии, тактики и приемы

1. Коммуникативные цели.

2. Речевые стратегии в диалоговом взаимодействии.

3. Речевые тактики.

4. Приемы речевого воплощения стратегий и тактик.

1. Коммуникативные цели

Классификация типов речевого общения. По коммуникативной установке все речевые акты делятся на два больших разряда: информативные и интерпретативные.

По модальной характеристике информативные диалоги включают собственно информативные, дискутивные, предписывающие виды общения.

Интерпретативные диалоги делятся на следующие классы: целенаправленные и ненаправленные. Целенаправленные по модальной характеристике еще делятся на диалоги, формирующие оценочную модальность (типа – «тебе очень идет этот костюм…»), и диалоги, формирующие модальность другого типа (ссоры, претензии, примирения).

Ненаправленные диалоги различаются по тому, какой аспект личности реализуется в разговорах: я – интеллектуальное, я – эмоциональное, я – эстетическое.

2. Речевые стратегии в диалоговом взаимодействии

Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора.

Мельчайшая единица исследования – диалоговый шаг (фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью).

Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор: Тональности общения; языкового способа представления реального положения дел.

Речевые стратегии соединяют в диалоге элементы игры и ритуального речевого поведения (традиционные реплики, паузы, поговорки и «дежурные» топики, например, о здоровье, о погоде).

Игра – это также повторяющаяся модель речевого поведения в рамках стилистической нормы, она может быть сугубо стереотипной или представлять собой отступление от стереотипа поведения. Так, например, ирония – отрицание в бытовом диалоге представляет собой нетривиальную реплику (разговор двух знакомых, которые давно не виделись).

А: – Привет, Марина!

Б: – Привет, лапуля!

А: – Давно не виделись. Ну, как Валя, Димочка?

Б:– У нас все по-старому. Растем понемногу. Как ты?

А: – У нас как везде. Сама понимаешь.

Б: – А так по виду вроде ты процветаешь.

А: – Ага, процветаю цветами на блузке.

По отношению участников речевого общения к таким принципам, как солидарность (или кооперация), речевые стратегии делят на кооперативные и некооперативные.

К кооперативным относятся разные типы информативных и интерпретативных диалогов (сообщение – активен один, обмен мнениями – активны все), диалоги с ожиданием ответной реплики (совет, убеждение, просьба, увещевание) и диалоги (требование, приказ), исключающие ответ.

К некооперативным относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения: доброжелательности, искренности, это конфликты, ссоры, перебранки, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа.

Речевые стратегии намечают развитие диалога и полностью выявляется только в заключительных репликах, потому что правил «управления» разговором нет и любой параметр может оказать существенное влияние на результат диалога.

Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют «сюжетные повороты» разговора и способы выражения.

3. Речевые тактики

Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость).

В стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика: а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного выполнить эту просьбу); б) сослаться на невозможность выполнить в данное время; в) иронинизировать; г) отказаться от мотивировки; д) уклониться от ответа; е) дать понять, что не желает выполнить просьбу.

Все эти тактики основаны на некооперативной стратегии речевого поведения.

Особые речевые тактики нужны для установления контакта между говорящими.

Они основаны на кооперативных стратегиях и направлены на поддержание заинтересованности, активизации внимания. Создается атмосфера разговора.

В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение интересной для всех темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т.д.)

4. Приемы речевого воплощения стратегий и тактик.

Приемы речевого воплощения стратегий и тактик, делятся:

- на тривиальные;

- нетривиальные.

Тривиальные способы – это сложившиеся в языковой системе стереотипы выражения – выделение наиболее значимого компонента.

- Волна захлестнула лодку. Лодку захлестнуло волной. Лодку захлестнуло – линейная организация предложений.

- Варианты выражения извинения, просьбы.

Важный прием осуществления целого ряда тактик при кооперативной и некооперативной стратегии – молчание. Оно может быть эквивалентом реплики – утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки.

Нетривиальные способы:

- косвенное информирование;

- вертикальный контекст разговора;

- намек.

Причины применения таких приемов различны:

- неблагоприятная ситуация разговора (чуждая коммуникативная среда);

- психологическая неподготовленность адресата для восприятия информации явным способом.

Наиболее распространенный способ косвенного информирования – намек.


Выделяют 6 основных способов намекания:

1) через неопределенность – описание отвлеченного типа, которые проецируются на конкретный факт;

2) через посылку;

3) через дополнительность;

4) через апелляцию к интересам;

5) двусмысленность;

Через иносказание.

В основе механизма разгадывания намека всегда лежит простейшая мыслительная операция – аналогия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: