Истина |
Раздел: Философская антропология.
Тема № 12. Человек как объект философского осмысления. (2 часа)
1. Проблема человека в философии. Философская антропология.
2. Индивид, индивидуальность, личность. Соотношение природного и социального в человеке. Человек как результат развития общества. Общественные, групповые и личные отношения.
3. Основополагающие феномены бытия человека (труд, свобода, коммуникация, одиночество, игра, любовь и др.).
Литература:
1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2012. 2. Горелов А. А. Философия: учебники для вузов. М.: Кнорус, 2012.
3. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990 //
http://lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt
4. Монтескьѐ Ш. О духе законов / Монтескьѐ Ш. Избранные произведения. – М: Государственное издательство политической литературы, 1955. Гл. 2.
5. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 тт. Т. 2. – М., 1956.
|
|
6. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. Иванов В.А. Ярославль, 2005.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается проблема человека в философии?
2. В чѐм состоит уникальность человека?
3. В чѐм, по Вашему мнению, состоит смысл и ценность жизни человека?
4. Объясните понимание человека как индивида (в узком биологическом смысле слова) и как личности.
5. Каковы фундаментальные принципы человеческого бытия?
6. Всѐ ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?
7. Скажите, какой характер носит труд индивидуальный и общественный?
8. В чем, на Ваш взгляд, состоит проблема одиночества?
9. Охарактеризуйте понятие свободы индивида.
Практическое задание по теме № 12. (работа с первоисточниками)
1. Знаменитый педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий считал: «Если не можешь изменить обстоятельства, − измени отношение к ним». Л.Е. Балашов полагает, что «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».
Попробуйте прокомментировать эти суждения.
2. А. Камю Бунтующий человек. М., 1990. С. 136-137, 199. Прочитайте отрывок из произведения.
Ответьте на вопросы:
1. Как связаны со свободой бунт и революция?
2. Почему Камю называет свободу «страшным словом»?
3. В чем оправдание революционного бунта и в чем его историческая несправедливость?
4. Нужны ли народу революции?
Составьте таблицу «Смысл жизни человека в истории философии»
Философская школа | Смысл жизни |
Эпикуреизм | Смысл жизни – уравновешенное и благородное спокойствие, основанное на знании. |
…. | ….. |
Раздел: Человек, общество, природа и культура.
|
|