Социокультурные факторы

1. Тенденции в изменении образа жизни и системе ценностей в обществе, потребительских вкусов и предпочтений. С ростом уровня жизни и по мере того, как люди обзаводятся собственностью, люди начинают чаще прибегать к страхованию. Вначале страхуют автомобиль, затем имущество, потом - здоровье и жизнь.

2. Рост благополучия

1. Рост благополучия Россиян - залог успешного роста страхового рынка

2. По уровню обеспеченности населения автотранспортом Россия по-прежнему существенно отстает от развитых стран: к 2004 г. на 1 тыс. жителей в России приходилось всего лишь 170-175 легковых автомобилей. В Западной Европе и США этот показатель находится на уровне 500-750. Учитывая совершенно иной масштаб расстояний в России по сравнению с Западной Европой, можно говорить об огромном неудовлетворенном спросе на автомобили

3. При реализации макроэкономического прогноза, предусматривающего рост доходов населения на уровне 4-8% в год, тренд увеличения легкового автопарка в ближайшие 5-6 лет, скорее всего, сохранится. К 2010 г. количество легковых автомобилей в России может достигнуть 34 млн. шт. (см. График 4.5), и она сможет догнать по уровню обеспеченности автомобилями Латвию и Хорватию сегодня.

4. Общая стоимость легкового парка по сравнению с количеством автомобилей росла опережающими темпами, на уровне 20-25% в год, и к началу 2005 г. составила порядка $100-120 млрд. при средней стоимости автомобиля порядка $4-5 тыс. Быстрый рост связан, во-первых, с постоянным увеличением цен на отечественные и импортные автомобили и, во-вторых, с существенным перераспределением структуры спроса в сторону более дорогих автомобилей и иномарок.


5. По мере роста доходов населения тенденция к качественному улучшению структуры легкового автопарка сохранится. К 2010 г. доля автомашин стоимостью свыше $10 тыс. может увеличиться с 9% до 15-20%. Дополнительный эффект на изменение структуры автопарка может оказать открытие производства в России одним или несколькими ведущими мировыми производителями автомобилей. Так, уже запустили производство в России или заявили о таких намерениях Ford, GM, BMW, Renault, KIA, Citroen, Hyundai, Daimler- Chrysler, Toyota.67 В результате средняя стоимость автомобиля может вырасти к 2010 г. на 20-25%, т.е. до $5-6 тыс. (без учета возможного роста пошлин на иномарки). Это окажет соизмеримый эффект на средний размер тарифов по застрахованному автомобилю - к 2010 г. он может вырасти до $900-950.


3. Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии

1. Быстрый рост реального рынка и повышение интереса населения к страхованию заставили многие страховые компании переориентировать бизнес с „налогового" на реальное страхование. Как физические, так и юридические лица при выборе страховщика обращают внимание прежде всего на репутацию и уровень доверия к компании на рынке. Поэтому многие страховые компании (в первую очередь, крупные) все в большей степени заинтересованы в имидже „реальных" страховщиков.

4. Структура доходов и расходов

1. Реальные располагаемые денежные доходы россиян в 2005 году увеличились на 8,8%

1. Согласно данным Федеральной службы госстатистики, реальные располагаемые денежные доходы населения России (скорректированные на инфляцию) в 2005 году увеличились на 8,8% по сравнению с 2004 годом, тогда как в 2004 году этот показатель увеличился на 7,8%. По итогам 2005 года среднемесячная величина номинальных денежных доходов одного россиянина (без поправки на инфляцию) составляла 7848 рублей и на 23% превышала уровень 2004 года

2. В 2005 году объем денежных доходов населения сложился в размере 13405,1 млрд. рублей и увеличился на 22,6% по сравнению с 2004 годом.

3. В 2004 году в структуре денежных доходов россиян выросла доля доходов от собственности с 8,3% до 9%, а также доля социальных выплат - с 12,9% до 13%. При этом снизилась доля зарплаты (включая скрытую от налогообложения) - с 64,9% до 64,5%, а также доля доходов от предпринимательской деятельности - с 11,7% до 11,5.

4. В 2005 году, по предварительным данным, на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7% общего объема денежных доходов (в 2004 году - 30,0%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,0% (2,0%).

5. В 2005 году около 59,2 миллионов человек (или 41,3% всего населения России) имели среднедушевой доход свыше 7000 рублей, тогда как в 2004 году количество граждан, имеющих среднедушевой доход свыше 7000 рублей, составляло около 44 млн. человек (или 30,8%).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ, В % ОТ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

  2005г. 2004г.
Все население, в т.ч. со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей    
до 1000,0 0.9 1.9
1000,1-1500,0 2.4 4.3
1500,1-2000,0 4.0 6.1
2000,1-3000,0 10.8 14.4
3000,1-4000,0 11.8 13.8
4000,1-5000,0 11.0 11.7
5000,1-7000,0 17.8 17.0
свыше 7000,0 41.3 30.8

Источник: Федеральная служба госстатистики

6. Согласно статистике, в 2005 году россияне стали больше использовать денег на покупку товаров, услуг, покупку валюты, а также на обязательные платежи и взносы. Так, доля затрат на покупку товаров в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 53,4% до 54%, а на оплату услуг - с 16,4% до 16,9%. Кроме того, выросла доля затрат на обязательные платежи и взносы - с 9,1% в 2004 году до 9,7% в 2005 году и доля затрат на покупку валюты - с 8,3% до 8,8%.

7. Вместе с тем, снизился прирост сбережений и прирост денег на руках. Так, прирост сбережений (банковские вклады, покупка ценных бумаг, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости) снизился с +11,0% в 2004 году до +9,5% в 2005 году. После произведенных расходов прирост денег на руках у населения в 2005 году составил +1,1%, тогда как в 2004 году этот показатель составил +1,8%.

8. В 2005 году денежные доходы населения России сложились в размере 13405,1 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2004 годом на 22,6%, денежные расходы населения - составили 13252,2 млрд. рублей и увеличились на 23,5%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 152,9 млрд. рублей.

9. Численность экономически активного населения к концу декабря 2005 года составила, по оценке, 73,9 млн.человек, или около 52% от общей численности населения страны, в их числе 68,2 млн.человек, или 92,3% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,7 млн.человек (7,7%) не имели занятия, но активно его искали

5. Развитие „страховой культуры"

1. Под „страховой культурой" мы подразумеваем совокупность поведенческих стереотипов и привычек, накопленного опыта и знаний, определяющих отношение населения к страхованию. Как показывает практика, по мере формирования конкурентного рынка страхования в странах с переходной экономикой происходит укрепление „страховой культуры" под действием усилий самих страховщиков, примеров ближайшего окружения, опыта, приобретенного благодаря обязательному страхованию. Как правило, укрепление „страховой культуры" начинается и оказывает максимальный эффект именно на рынке автострахования. Во-первых, численность потенциальной потребительской аудитории для автострахования значительно выше, чем для других видов. Во-вторых, автострахование обеспечи вает наиболее доступную иллюстрацию „плюсов" приобретения полиса за относительно короткий промежуток времени (не более года). Если укрепление „страховой культуры" в России будет происходить такими же темпами, как и в других развивающихся странах, то уже к 2010 г. доля застрахованных автомобилей может составить не менее 14-16% против 5-7% в 2004 г.

2. Дополнительный импульс укреплению „страховой культуры" и росту доли застрахованных в целом может обеспечить развитие института автокредитования.

Технологии

1. Информация и коммуникации, влияние интернета

1. Основное направление инвестиций - информатизация. Позволяет значительно снизить себестоимость обслуживания бизнес-процессов. (Затраты на бэк-офис)

2. Тенденции в технологическом развитии, которые являются причинами изменений и потерь рынка

1. Расширение IT-технологий

2. Развитие Интернета, интернет-продаж. Интернет-технологии активно развиваются. Страхование подразумевает высокую вовлеченность клиентов. Интернет предоставляет широкие возможности для информирования потенциальных клиентов.

3. Появление новых продуктов.

1. IT- технологии оказывают большое влияние на расширение страхового рынка. Например, новые методы контроля за автомашинами позволяют сократить количество угонов и таким образом снизить общий объем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: