Методические указания по решению задач

МАРКЕТИНГ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Контрольные задания и методические указания

По выполнению домашней контрольной работы

для специальности

080302 <<Коммерция>>

Нижний Новгород

2011г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Варианты контрольных заданий

3. Методические указания по решению задач

4. Вопросы для подготовки к экзамену

5. Рекомендуемая литература

Пояснительная записка

Контрольная работа по дисциплине «Маркетинг товаров и услуг» состоит
из 3-х заданий: задачи и 2-х теоретических вопросов. Отвечая на вопросы,
студент должен привести примеры, касающиеся деятельности организации,
где он работает (или любой другой известной ему организации).

Ваш вариант определяется по последней цифре номера зачетной книжки.

Предлагается список рекомендуемой литературы и вопросы для
подготовки к экзамену.

Контрольная работа, представляемая студентом на проверку, должна
содержать все задания. После каждого задания следует полный ответ или
решение задачи.

Список литературы приводится в конце, работы. Общий объем работы не
менее 6 листов печатного текста.

Варианты контрольных заданий

Вариант 1

1.Задача.

Имеются следующие данные о технических параметрах снегохода:

Параметры Проект Аналог конкурента Эталон
  Грузоподъемность, тн. 0,5 0,55 0,55
  Мощность, л.с.      
  Скорость, км/ч      
Рассчитать: А).Параметрические индексы конкурентоспособности по техническим параметрам.

  Возможна эксплуатация при температуре окружающего воздуха -40 -35 -50

Б). Сводные индексы конкурентоспособности по техническим параметрам.

Все результаты рассчитать до 2-х знаков после запятой. Веса параметров
определить

самостоятельно. Общий вес параметров равен 1.

2. Тенденции развития рынка услуг в современных условиях. Опишите характеристики услуг на примере конкретного вида услуг.

3. Матрица БКГ. Стратегии маркетинга в отношении различных групп товаров.

Вариант 2


1. Задача.

Наиболее радужные оценки объема продаж предприятия на будущий

год составляют 700 тыс. изделий. Однако, наиболее вероятным, по мнению экспертов, будет объем реализации 650 тыс. изделий.
Рассчитать ожидаемое значение прогноза сбыта и стандартное
отклонение. Сделать вывод.

2.Что означает равновесие на рынке? Как отреагирует рынок, если

товар отказываются приобретать потребители? Подтвердите

графиком свои рассуждения.

3. Пять уровней товара. Характеристика уровней. Представьте товар, предлагаемый Вашей организацией с точки зрения 5-ти уровней.

Вариант 3

1.Задача.

Управляющий отделом сбыта располагает следующими данными о
продажах.

Месяц Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август
Объем продаж, млн. руб.                

Необходимо спрогнозировать объем продаж на август.

2. Политика в области ассортимента. Проанализируйте ширину, длину, глубину и согласованность товарной номенклатуры какого-либо предприятия.

3.Стратегии ценообразования для новых и существующих товаров. Какие стратегии ценообразования использует Ваша организация? Обоснуйте целесообразность использования этих стратегий.

Вариант 4

1.Задача.

Рассчитать коэффициенты эластичности по доходу и цене по
следующим данным.

Товар Доход, р. Цена, р. Спрос, шт.
  начальный конечный начальная конечная начальный конечный
А            
Б            
В            

2. Позиционирование товаров: понятие, способы, назначение. Ошибки позиционирования. Приведите примеры использования различных стратегий позиционирования.

3. Рассмотрите классификацию товаров в маркетинге на примере товара своей организации.

Вариант 5

1.Задача.

Имеются следующие данные о технических параметрах грузового
транспортного средства:

  № Параметры Проект Товар конкурента Эталон
  Мощность, л.с.      
  Долговечность, лет      
  Расход топлива, л. на 100 км.      
  Грузоподъемность, тн. 5,5 6,0 6,0
Рассчитать:

А) Параметрические индексы конкурентоспособности.

Б) Сводные индексы конкурентоспособности по техническим
параметрам.

Все результаты рассчитать до 2-х знаков после запятой. Веса
параметров определить самостоятельно. Общий вес

параметров равен 1.

2.Понятие и основные характеристики услуг. Факторы, влияющие на качество услуг.

3.Характеристика методов повышения конкурентоспособсности товаров, используемые Вашей организацией.

Вариант 6

1.Задача.

Наиболее радужные оценки объема продаж предприятия на

будущий год cocтавляют 400 тыс. изделий. Однако, наиболее
вероятным, по мнению экспертов, будет объем продаж 380 тыс.
изделий. Пессимистичный прогноз 340 тыс. изделий. Рассчитать
ожидаемое значение прогноза сбыта и стандартное отклонение.
Сделать вывод.

2. В чем отличие работы коммерческих оптовых организаций от
работы агентов и брокеров?

3. Методы оценки конкурентоспособности товаров. Расчет
параметрических и общих индексов конкурентоспособности.
Пути повышения конкурентоспособности товаров (услуг) Вашего
предприятия (организации).

Вариант 7

1. Задача.

Управляющий отделом маркетинга получил следующие данные об

объемах продаж в млн. руб.

Годы              
Всего продаж в млн. руб. 67,8 75,8 81,9 94,2 108,7 116,3 123,4

Спрогнозируйте ситуацию на 2012 год.

2. Бренд: понятие, создание, оценка стоимости. Преимущества, которые
обеспечивают бренд.

3. Портфель товаров. Матрица БКГ. Охарактеризуйте портфель товаров
Вашей организации. Как обеспечить сбалансированность портфеля
товаров.

Вариант 8

1.Задача.

Используя приведенные в таблице данные (объем продаж, тыс. шт.)
маркетинговых исследований рынка сбыта бытовых холодильников
«Стинол», выполнить следующие операции:

1)провести сегментирование рынка бытовых холодильников
«Стинол» по двум критериям-признакам: возрасту и годовому
доходу покупателей^'

3)выбрать сегменты, на которые фирме следует направить максимальные маркетинговые усилия и ресурсы.

2)определить границы целевого рынка и его долю в общем объеме
продаж, взяв за критерий продажу не менее 10000
холодильников.

Среднедушевой   Возраст покупателей, лет
доход 20-25 26-30 31-40 41-50 51-60 Свыше
семьи, тыс. руб.            
До 5            
6-10            
11-15            
16-20            
21-25            
26-30            
свыше 30            

2.Конкурентоспособность товаров и факторы ее повышения. Пути
повышения конкурентоспособности товаров (услуг), предлагаемых Вашим предприятием (организацией).

3. понятие торговой марки. Решение относительно марочных обозначений. Какие подходы к присвоению марочных обозначений использует Ваше предприятие (организация)?

Вариант 9

1. Задача.

Стоимость единицы товара 5 долл.. Годовая потребность составляет
2000 ед. товара. Оформление и доставка каждого заказа обходится 25
долл. Затраты на хранение в течение года составляют 25 % от
стоимости заказа. Рассчитать экономически обоснованный объем
заказа.

2. Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Что
случится с линией спроса на видеомагнитофоны при увеличении
доходов населения? Подтвердите графиком свои рассуждения.

3. Система управления качеством (СУК) и тотальное управление
качеством (ТУК): общая характеристика, различия.

Вариант 10

1. Задача.

При цене 7 тыс. долл. продано 100 тыс. машин. Небольшое увеличение
цены до 8 тыс. долл. вызывает падение спроса до 12 тыс. шт.
Рассчитать эластичность спроса.

2. Что необходимо предпринять, если спрос превышает предложение?
Если предложение товара больше, чем спрос на него? Какие можно
создать условия, порождающие спрос?

3. Спецификация рекламы разных видов товаров и услуг по Федеральному закону <<О рекламе>>. Какие виды продвижения товаров (услуг) использует Ваше предприятие (организация). Объясните целесообразность их применения.

Методические указания по решению задач.

Варианты 1,5.

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособным является тот товар на конкретном рынке в определенный период времени.

Последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара:

1. Определение единичных показателей конкурентоспособности.

При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительским свойствам) находят по следующим формулам:

qi=Pi: Pio*100%, (1)

qi=Pio: Pi* 100%, (2),

где

qi- единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi- величина i-го параметра для анализируемого товара;

Pio – величина i-го параметра для образца,взятого за базу сравнения.

Из формул 1 и 2 используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула 1, если показатель имеет уточнение «не более», применяется формула 2.

2. Определение групповых показателей конкурентоспособности (сводные индексы конкурентоспособности) характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле:

Inn=

Где Inn – групповой показатели потребительским (техническим) параметрам;

n- число параметров, участвующих в оценке;

qi- единичный показатель по i-му техническому параметру.

Сумма ai должна равняться 1.

3. Определение групповых показателей по одной группе параметров.

Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительским параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле:

Ka=Inn1: Inn2, (4)

Где Ка- показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу – товару – конкуренту по потребительским параметрам;

Inn1 и Inn2 – групповые показатели по потребительским параметрам для первого товара и товара – конкурента.

4. Определение набора экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления:

Cэ = C1+C2+C3+…..Cn,(5)

Сэ – цена потребления, С1 …- цена изделия, затраты на его транспортировку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, обучение персонала, налоги, страховые взносы и т.д.

Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле:

Iэп=Сэ1: Сэ2, (6)

Где Сэ1 – цена потребления оцениваемого товара;

Сэ2 – цена потребления конкурирующего товара.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

Как правило, сумма затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену, однако если речь идет о продовольственных товарах и розничных покупателях, обычно учитывается лишь С1 (цена товара).

5. Определение интегрального показателя относительной конкурентоспособности (К) изделия.

K=Iпп: Iэп. (7)

Если К больше К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К меньше К0 – уступает, если К=К0 – оба находятся на одном уровне.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.

Варианты 2, 3, 6, 7.

При разработке прогноза сбыта используют различные методы прогнозирования. Среди них наиболее распространёнными являются прогнозирование на базе прошлого оборота и метод стандартного распределения вероятностей.

Прогнозирование на базе прошлого оборота.

В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятного сбыта в будущем. Предполагается, что оборот следующего года превысит или будет ниже оборота нынешнего года на определённую величину.

Оборот следующего года=оборот нынешнего года * K, (1)

Где К- средний коэффициент роста.

К=

Где К, К2,К3….,Кn – ценные коэффициенты роста оборота за предыдущие периоды;

n- количество ценных коэффициентов роста.

Коэффициент роста показывает, во сколько раз оборот данного периода больше (меньше) оборота предыдущего периода.

Метод стандартного распределения вероятностей.

Экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта. О - оптимистический прогноз, М- наиболее вероятный прогноз, Р – пессимистический прогноз.

Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (Ер) по формуле:

Eр =

Стандартное отклонение (С0) определяется по формуле:

СО =

Наиболее вероятное значение переменной прогноза сбыта будет находится в пределах ЕР± 2* СО.

Варианты 4, 10.

Под спросом понимают количество товара, которое отдельные покупатели готовы купить по некоторой цене.

Закон спроса показывает, что связь между объемом покупок и ценой обратная. Обобщающей характеристикой спроса является эластичность – отношение скорости возрастания величины спроса к скорости убывания цены. Количественно эластичность спроса по цене определяют через коэффициент эластичности:

Кэл.ц.=((Q2-Q1)/Q1)/((P2-P1)/P1), (1)

Где Q1 и Q2 – величина спроса соответственно при цене P1 и P2.

Коэффициент эластичности анализируют по абсолютной величине:

Если Кэл > 1, то спрос считают эластичным – доход производителя возрастает, так как спрос растет быстрее, чем цена. Спрос эластичен, если цена повышается, и неэластичен при низких ценах;

Если Кэл< 1, то спрос неэластичный по цене, он растет медленнее, чем цена, - доходы производителя падают;

Если Кэл=1 – изменение цен не влияет на спрос.

Знак «минус» при коэффициенте эластичности показывает, что связь между величинами изменения спроса и цены обратная. Например, спрос снижается на большую величину, чем растет цена. Спрос зависит от дохода потребителей.

Обобщающей характеристикой спроса по доходу является коэффициент эластичности:

Кэл.д=((Q2-Q1)/Q1)/((D2-D1)/D1), (2)

Где Q1 и Q2 – величина спроса соответственно при доходе D1 и D2.

Зависимость величины спроса от дохода у разных товаров низкого качества. Однако величина спроса на товары первой необходимости остается постоянной.

Люди начинают покупать больше товаров длительного пользования, расширяют потребление престижных товаров и предметов роскоши.

На товары низкого качества Кэл. отрицателен, а на престижные и товары высокого качества – положителен.

Вариант 8

В таблице условий задачи представлено сегментирование рынка по двум признакам: среднедушевому доходу семьи и возрасту покупателей.

Перенесите таблицу из задания в свою работу, оставив графы и строки для итогов. Чтобы определить границы целевого рынка, заштрихуйте карандашом объемы продаж 10 тыс. штук и более. Сумма заштрихованных чисел покажет объемы продаж целевого рынка.

Долю целевого рынка в общем объёме продаж найдите по формуле:

Доля целевого рынка =

Что бы выбрать сегменты, на которые фирме следует направить максимальные маркетинговые усилия и затраты, подсчитайте итоги по всем строкам и столбцам. Максимальные числа по итоговым столбцам покажут возраст покупателей, а максимальные числа по строкам – доход покупателей, на которых фирма должна направить максимальные усилия.

Вариант 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: