Чувство ответственности не является врождённым. Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора.
Но в вопросах, касающихся благополучия ребёнка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Часто разногласия между родителями и детьми возникает из-за отсутствия ясной границы между двумя сферами ответственности.
Еда.
Детям необходимо намеренно «преподносить» ситуации, в которых им приходится делать выбор.
Даже у двухлетнего малыша можно спросить, стакан молока или полстакана он выпьет на полдник. Четырёхлетний может выбирать между целым яблоком и половинкой. А шестилетний вполне в состоянии решить, как для него сварить яйцо на завтрак - всмятку или вкрутую.
У РЕБЁНКА НЕ СПРАШИВАЮТ: «Что тебе приготовить на завтрак?»
ЗАТО ЕГО СПРАШИВАЮТ: «Тебе сделать омлет или глазунью? Кашу будешь холодную или подогреть? Ты что будешь, молоко или сок?»
Мы даём понять ребёнку,что в делах его касающихся, он сам имеет право выбора.Он принимает решения, определяющие его повседневную жизнь.
Одежда.
Покупая одежду для детей можно также создать для них ситуацию выбора и принятия решения. В магазине можно выбрать несколько пар допустим носочков или несколько рубашек похожего фасона, и ребёнок выбирает из них ту вещь, которая ему нравится. Что касается старших детей, то особенно им следует позволять покупать те вещи, которые им наиболее близки по стилю к одежде, принятой среди их друзей и сверстников.
Границы ответственности в отношении одежды можно определить так: «Мы предлагаем детям образцы, они выбирают из них то, что им нравится».
Домашние задания.
С самого начала обучения детей в школе, родители должны приучать ребёнка к тому, что ответственность за выполнение домашних заданий лежитисключительно на нём. Не нужно следить за тем, как ребёнок делает уроки или затем проверять сделанное, кроме тех случаев когда дети сами об этом просят. Но если отец или мать начинают делать с детьми уроки, бремя этой ответственности ложится на их плечи навсегда и ДЗ - могут стать в руках детей предметом шантажа против родителей. Прямая помощь заставляет ребёнка поверить, что он сам полностью беспомощен.
Многие способные дети отстают в учёбе, таким образом выражая свой бессознательный протест против родительской опеки.
Отношение к школе и к учителям также влияет на отношение ребёнка к ДЗ. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, то ребёнок рано или поздно сделает соответствующие выводы.
Уроки музыки.
Многие родители хотят, чтобы их дети занимались музыкой.
И часто желание детей не принимается в расчёт, т.к. родители хотят «взять реванш» за то что в своё время бросили заниматься музыкой, и поэтому дети «Будут заниматься во что бы это ни стало». Слезы и протесты детей не принимаются во внимание. Установка родителей ясна «Мы платим - так учись!» В таких условиях ребёнку очень трудно добиться успеха.
Главная задача родителей - найти доброго и понимающего педагога. Главная задача педагога - завоевать уважение и доверие ребёнка и поддерживать постоянный интерес ребёнка к музыке.
Не стоит ребёнку напоминать, как дорого стоит инструмент, и сколько папа работал прежде чем его купить. Такие разговоры порождают у детей только чувство горечи и вины, но интереса к музыке они не пробуждают.
Важную роль для ребенка играет поддержка родителей в трудные моменты. Ребёнок чувствует это, когда знает, что его трудности понятны и ясны всем.
Карманные деньги.
Карманные деньги на мелкие расходы детям - вещь сама собой разумеющаяся (так же, как еда и одежда), ведь дети тоже члены семьи.
Начинать давать деньги детям можно со школьного возраста.
Карманные деньги - не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Это один из приёмов воспитания. Он имеет очень чёткую цель - научить ребёнка тратить деньги, выбирая вещи для приобретения и неся ответственность за свой выбор.
Не следует ограничивать сумму карманных денег в период ссоры с детьми или увеличивать в период «мирных» отношений.
Недопустимо угрожать ребёнку отказом давать карманные деньги тогда, когда он себя плохо ведёт, не слушается, отстаёт в учёбе.
Ещё одно условие, которое взрослые должны соблюдать неукоснительно: те деньги, что остаются после намеченных трат, принадлежат ребёнку, и он сам решает как их потратить.
Животные в доме.
Если вы берёте в дом животное для ребёнка и он обещает заботится о нём - это лишь проявление его хороших намерений, а не доказательство того, что он и в самом деле на это способен. Ребёнок сам не в состоянии нести ответственность за жизнь животного.
И чтобы избежать ненужных упрёков и разочарований, следует себе отдавать отчёт, что уход за собакой ложится в основном на плечи родителей. Ребёнок научится нести свою долю ответственности о нем, но ответственность за жизнь животного и его благополучие всегда остаётся за взрослыми.
Как сказать «да».
Разговаривая с детьми, мы можем сознательно использовать выражения, которые передают нашу веру в их способности. Так, если мы полностью согласны с какой либо просьбой ребёнка, можно выразить это словами, которые подчеркнут независимость его как личности.
Например:
Если хочешь.
Если тебе так хочется.
Это решаешь ты, а не я.
Как захочешь, так и будет.
Пусть будет по твоему.
Как бы ты не решил это дело, я согласен.
И так, наша цель - дать ребёнку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи.
Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.