Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента

Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить

В литературе и на практике слова «менеджмент» и «управление» используются как синонимы. Однако научное понимание этих терминов совпадает не полностью.

Управление применяется к различным видам человеческой деятельности, а также к системам живой и неживой природы. Менеджмент применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях. Цель менеджмента повышение эффективности и соответственно прибыльности организации.

· С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же — древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).

· Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.

Следует также различать понятие «менеджмент» от понятий «бизнес» и «предпринимательство».

В наше время понятия "менеджер", "бизнесмен", "предприниматель" широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить "кто есть кто".

Бизнес (англ. business) - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности - профессиональный менеджер.

Конечно, предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер

объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Но многие средние, по определенным критериям, предприятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессиональными управляющими – менеджерами.

Под управлением бизнесом принято подразумевать управление коммерческими и хозяйственными организациями. Наряду с понятием "управление бизнесом" применяют термин "деловое администрирование" (business administration). Если речь идет о государственном предприятии (организации), то применяют термин "государственное управление"(public administration)

Итак, предприниматель (бизнесмен) и менеджер – это близкие понятия, но не одно и то же. Бизнесмен – это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

Слово "менеджер" (англ. maneger) имеет несколько значений: 1) наемный профессиональный управляющий; 2) специалист по управлению производством; 3) предприниматель в профессиональном спорте.

Таким образом, менеджер – это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

В современной литературе имеются разные определения, раскрывающие это понятие с различных точек зрения. Приведем некоторые из них.

· В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

· «Современный экономический словарь» дает следующее определение: 1)«Менеджмент — это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления». 2)руководство предприятия, фирмы, руководящий орган

· В других источниках менеджмент определяется как:

o система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер;

o профессиональный состав управляющих — менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия;

Часто встречается определение, что менеджмент – это наука и искусство управления

- наука, изучающая проблемы управления. Задачами которой являются объяснение природы управленческого труда, выявление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявления условий повышения эффективности совместного труда людей

- искусство. организация открытая система, на функционирование которой оказывают влияние разнообразные факторы внутренней и внешней среды. Принятие решений в данных условиях, несомненно, творческий процесс, требующий проявления личных способностей и таланта менеджера

Научный подход в совокупности с искусством его применения способствует наиболее эффективному процессу управления.

Т.О. Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности, субъектом которой является менеджер. Объектом выступает организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Объектом могут выступать отдельные элементы организации (персонал, технология, качество продукции, функциональная область)

Предмет менеджмента – это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления

Менеджер - управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, выполняющий управленческие функции в соответствии с должностными обязанностями и имеющий подчиненных.

Система образования по бизнесу и менеджменту, как и по большинству других специальностей, является трехступенчатой. После окончания средней школы, проучившись четыре года в университете, можно получить степень бакалавра. Далее следует двухгодичное образование по магистерским программам: «магистра делового администрирования» — Master of Business Administration — знаменитой MB А (Эм Би Эй); «магистра науки управления» — Master of Management Science — MMS (Эм Эм Эс); «магистра международного менеджмента» — Master of International Management — MIM (Эм Ай Эм) и подобным им.

Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, вообще говоря, не является ученой. Эта степень скорее «профессиональная», свидетельствующая о том, что получивший ее выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания, и отчасти навыки в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей и т.п.

Наиболее престижными по качеству подготовки являются Гарвардская школа бизнеса, Стенфордская школа бизнеса, Уортонская школа в Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте

Третьей ступенью обучения бизнесу и управлению являются программы, ведущие к получению степени доктора философии — Philosophy Doctor — Ph.D. (Пи Эйч Ди). Они предусматривают трех — четырехгодичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением ученой степени Ph.D. Эта степень, примерно равная степени кандидата наук в сильном отечественном ВУЗе или научно-исследовательском институте, выше степени магистра, но существует как бы параллельно. Магистерская степень — профессиональная, а докторская — ученая. Те, кто ее получают, не намереваются становиться менеджерами-практиками, а будут заниматься исследованиями, преподаванием в этой области, либо профессиональной работой плановика, аналитика на фирмах.

В Европе наиболее престижными считаются Ганноверская школа бизнеса и Парижская академия управления.

В России: Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (ИБДА РАНХиГС), Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), Высшая школа бизнеса МГУ, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ и др.

Выделяют следующие виды менеджмента. Виды менеджмента – это – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий менеджмент - управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный (специальный) менеджмент -управление определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление инновациями, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.)

Функции менеджмента - это устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Базовые функции: планирование, организация, мотивация, контроль

Технологические функции: принятие управленческих решений, коммуникации

Интегрирующие функции: руководство, лидерство

Американский ученый в области менеджмента Генри Минцберг в своей работе «Природа управленческой деятельности» 1973 г. рассматривая содержание деятельности менеджеров, указывал, что каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности, специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, под которой Минцберг понимал набор принципов, правил, процедур поведения, последовательность их выполнения конкретным руководителем.

Деятельность каждого менеджера можно описать при помощи 10 ролей менеджера:

Таблица 1.1. Роли менеджера по Г.Минцбергу
Роли менеджера Содержание деятельности менеджера
1. Главный руководитель (босс) Символизирует собой возглавляемую им фирму, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.
2. Лидер Руководство, инструктаж, мотивация и активизация, контроль и оценка деятельности подчиненных ему работников. Отвечает за все управленческие действия с участием подчиненных, формирует и реализует кадровую политику, осуществляет продвижение подчиненных по служебной лестнице, принимает решения по их расстановке и ротации.
3. Посредник (связующее звено) Обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки, осуществляет урегулирование конфликтов.
4. Аналитик (приемник информации) Собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.
5. Информатор Передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.
6. Представитель Передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Основная функция - PR-деятельность.
7. Предприниматель Отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.
8. Устраняющий нарушения. Разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.
9. Распределитель ресурсов. Отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.
10. Переговорщик Отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов

На каждом предприятии функции управления осуществляются не только менеджерами, но и аппаратом управления, который, в соответствии с классификацией Т.Парсонса, включает следующие категории работников:

- Менеджеры (≈20% от численности аппарата управления). Руководят подчиненными, принимают решения, отвечают за использование ресурсов.

- Функциональные специалисты (≈50%) - квалифицированные дипломированные работники различных профессий, специализирующиеся на выполнении различных функций управления (бухгалтера, коммерсанты, финансисты, маркетологи, социологи и т.п.). Они анализируют деятельность предприятия, готовят проекты управленческих решений, участвуют в их реализации, выполняют задания менеджеров.

- Инфраструктурный персонал (≈30%) обеспечивает техническое, документационное, информационное и хозяйственное обеспечение деятельности менеджеров и специалистов (программисты, референты, секретари, охранники и т.п.).

- Институциональный персонал (эксперты и консультанты), которые осуществляют разработку и реализацию различных управленческих проектов, оказывают консультационные услуги.

Категория менеджеров, работающих на предприятии, неоднородна. В зависимости от характера и важности выполняемых функций Питер Друкер делит всех менеджеров на 3 категории:

- Lower-менеджеры (supervisors) - надсмотрщики. Их основная функция - контроль над деятельностью производственных рабочих и специалистов, передача непрерывной информации на вышестоящие уровни управления, использование материально-технических ресурсов, находящихся в их распоряжении. Типичные должности: мастер, старший специалист, начальник бюро, сержант. Lower-менеджер работает под непосредственным контролем вышестоящего руководства и по его заданию.

- Middle-менеджеры (руководители среднего звена) - посредники между высшим уровнем управления и lower-менеджерами. Основные функции: контроль и координация работы нижестоящих руководителей, анализ и решение проблем управления в возглавляемом ими подразделении. Типичные должности: начальник цеха, начальник отдела кадров, маркетинга, декан, управляющий филиалом

- Top-менеджеры. Принятие и контроль над реализацией важнейших, ключевых управленческих решений, разработка стратегии компании, заключение важнейших сделок, VIP-представительство. Типичные должности: председатель совета директоров, президент компании, Chief Executive Officer (исполнительный директор фирмы), вице-президент, ректор, проректор, генерал, маршал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: