Решение линейных уравнений. Решение задач с помощью линейных уравнений
В тетради записать дату, классную работу, тему урока. Записать все разобранные задания и выполнять те, которые нужно выполнить самостоятельно.
Повторение изученного материала.
Основная цель этого занятия – систематизація знаний по теме «Линейные уравнения с одной переменной», подготовится к выполнению контрольной работы.
Повторим основной материал этой теми.
Линейными уравняннями с одной переменной называются уравнения вида ах = b, т.е. уравнения, в левой части которых содержится произведение переменной и некоторого числа, которое называется коэффициентом при переменной, а в правой части – число, которое называется свободным членом уравнения.
ах = b | ||
Если а ≠ 0, то уравнение имеет один корень | Если а = 0 и b= 0, то уравнение имеет безконечно много корней | Если а = 0 и в ≠ 0,то уравнение не имеет корней |
Основные свойства уравнений:
1. В любой части уравнения можно привести подобне слагаемые или расскрыть скобки.
|
|
2. Любой член уравнения можно пренести из одной части уравнения в другую, изменив знак на противоположный.
3. Обе части уравнения можно умножать или делить наодно и то же число, отличное от нуля.
Схема решения задач с помощью линейных уравнений:
1) выбирают некоторую неизвестную величину (обычно меньшую) и обозначают ее буквой (например, x);
2) другие неизвестные величины (если они есть) выражают через введенную букву;
3) по условию задачи устанавливают отношение между неизвестными и известными значениями величин и составляют уравнение;
4) решают уравнение;
5) находят значения неизвестного, а если надо по условию задачи, то и значения других неизвестных величин;
6) отвечают на вопрос задачи.
Формирование учений и навыков
Решение линейных уравнений.
Ученик, с. 38, самостоятельная работа, № 1 (вариант 1).
а) 5х – 3 = 2х+12
Неизвестные слагаемые в одну сторону, известные – в другую(при переносе в противоположную сторону знаки изменяем!):
5х – 2х = 12 + 3
3х = 15
х = 15:3
х = 5
Ответ: 5.
б) 0,5у + 3(у – 2) = 2у
Сначала расскрываем скобки (знак перед скобками«+», поэтому знаки слагаемых всередине скобок не изменяем):
0,5у +3у – 6 = 2у
Неизвестные слагаемые в одну сторону, а известные – в другую:
0,5у + 3у – 2у = 6
1,5у = 6
у = 6:1,5
у=4
Ответ:4.
Самостоятельно выполнить № 1(б), вариант 2.
№ 2
Решить уравнения:
а) |2x|=4; б ) |0,5х – 9| = 1; в ) |3х +9|-2 = 10.
а) Возникает 2 случая (1 - модуль расскрываем со знаком «+», 2 – модуль расскрываем со знаком «-«):
1) если 2х 0, то
2х = 4,
х = 2.
2) если 2х<0, то
-2х = 4
х = -2
Ответ:2; -2.
б) Самостоятельно выполнить
в) |3х +9|-2 = 10
|3х +9| = 10+2
|3х +9| = 12
1) 3х +9 = 12
|
|
3х = 12 – 9
3х = 3
х = 1
2)-(3х +9) = 12
-3х – 9 = 12
-3х = 12+9
-3х = 21
х=-7
Ответ:1;-7.
Задача.
На одной полке было в 4 раза больше книг, чем на второй. Когда с первуй полки взяли
Підказка:
ІІ полиця – х книжок, І полиця – 4х книжок.
Рівняння: 4х – 5 = х+16
Записати цю задачу з повним розв’язанням та поясненнями
Домашнє завдання
Повторити теоретичний матеріал з теми.
Виконати письмово № 2, № 5, № 8, № 9 (с.42, розділ «Типові завдання до к.р.№ 1)
та задачу: