В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно–исследовательские задания, курсовые работы и дипломные проекты).
Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:
1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов по всем формам аудиторной работы.
2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы студентов.
3. Обеспечение контроля за качеством выполнения (ознакомление с требованиями, консультации).
4. Формы контроля, осуществляемые преподавателем и самоконтроль студентов.
Значимы консультации преподавателей как групповые, так и индивидуальные, – они оказывают помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности – способностей и склонностей, характера ценностных ориентаций, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
|
|
Для формирования профессиональных умений важно познакомить студента с функциональным содержанием данного приема работы, а затем научить применять его в конкретных условиях на практике.
В решении этой задачи эффективно помогает контекстное обучение: управление практической деятельностью в контексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возможность побуждения уровня активности: возникают устойчивая внутренняя ориентированность на работу, самокритичность. Развиваются определенные коммуникативные, организаторские, конструктивные, гностические качества.
Прохождение последовательных дидактических шагов по овладению основами профессионального труда можно осуществить с помощью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента к семинару, практикуму, лабораторной работе, активной практике. Прорабатывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоретических знаний разных дисциплин, а затем более подготовленные студенты могут подключиться или самостоятельно подготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку. Подготовка и проведение практических занятий студентами предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический, информационный, диагностический, научно–исследовательский).
К самостоятельному добыванию знаний относятся также: самостоятельная работа с обучающей программой и самостоятельная работа с информационными базами данных (использование информационных технологий).