Сильные стороны — это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.
Слабые стороны — это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.
Существует множество источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др. Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия: организация и общие управления; производство; маркетинг; финансы и учет; управление кадрами и др.
Сбор внутренней информации не представляет больших сложностей: в целом, эта информация уже имеется у вас под рукой, нужно только обобщить ее, проанализировать и сделать выводы.
|
|
Шаг 1. Составляем перечень необходимой информации и ее источников. Основой этого перечня является список параметров для оценки внутренней среды предприятия. Проиллюстрируем это примером.
Перечень необходимой информации и ее источников может выглядеть следующим образом (таблица 1).
Таблица 1. Список параметров оценки и источников получения необходимой информации
Параметр оценки | Необходимая информация | Источники информации |
Уровень квалификации сотрудников | Данные об образовании и опыте работы каждого сотрудника, а также экспертная оценка его соответствия занимаемой должности | Личные дела сотрудников Опрос руководителей отделов |
Надежность каналов поставки сырья и материалов | Перечень каналов поставок. Срок работы с каждым из поставщиков. Количество возникавших в процессе работы проблем. Масштабы возникавших проблем | Беседы с сотрудниками, ответственными за поставки сырья и материалов |
Эффективность финансовой деятельности предприятия | Сумма валовой прибыли, размер фонда заработной платы, среднегодовая стоимость оборотных средств, среднегодовая стоимость основных средств | Финансовая отчетность предприятия Беседа с главным бухгалтером предприятия |
Наиболее часто при сборе информации для анализа предприятия используются следующие источники:
· данные финансовой отчетности;
· отчеты об объемах продаж,
· личные дела сотрудников,
· результаты опросов и психологического тестирования сотрудников вашего предприятия;
· данные о состоянии производственного оборудования;
· экспертные оценки руководящего состава предприятия по широкому кругу вопросов;
|
|
· результаты опроса покупателей.
Шаг 2. Сбор и анализ информации. Вы уже поняли, какая информация вам нужна и где ее взять, осталось решить вопрос «как это сделать?». Вернемся к нашему примеру.
После составления подобной таблицы (таблица 1) необходимо приступить к сбору информации и оценке параметров. Вот как можно оценить параметр «уровень квалификации сотрудников».
Для оценки этого параметра необходимо выписать из личных дел сотрудников их образование и опыт работы, а затем попросить руководителей отделов оценить соответствие сотрудника занимаемой должности по пятибалльной шкале, где 1 балл - абсолютно не соответствует, 5 баллов - полностью соответствует, является кандидатом на повышение. При этом каждый руководитель должен быть в состоянии обосновать поставленную им оценку. После этого, на основании имеющихся данных (образование, опыт работы и соответствие должности) вы можете оценить общий уровень квалификации каждого сотрудника, отдела и всего предприятия в целом. После этого вы сможете определить, чем является уровень квалификации вашего персонала - сильной или слабой стороной предприятия.