РД РБ 02100.5.227-2006. Руководящий документ Республики Беларусь: Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2006.
Область применения
Настоящий Образовательный стандарт устанавливает цели, принципы и требования к общей социально-гуманитарной подготовке выпускников высших учебных заведений всех специальностей. Стандарт определяет требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника, минимум содержания типовой учебной программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, требования к обеспечению качества образовательного процесса.
Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.
Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.
|
|
3 Основные термины и определения
В настоящем Образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Диагностика компетенций – процесс выявления, анализа и оценки результатов обучения.
Качество образования – соответствие образования (как процесса и результата) потребностям и интересам личности, общества, государства.
Основы идеологии белорусского государства – интегративная учебная дисциплина, предметом изучения которой является совокупность знаний о сущности и роли идеологических процессов в развитии общества, особенностях идеологии белорусского государства и ее составляющих.
Социально-личностные компетенции – совокупность знаний и умений по социально-гуманитарным дисциплинам, а также способность выпускника использовать их для решения и исполнения гражданских и социально-профессиональных задач и функций.
Цикл социально-гуманитарных дисциплин – образовательная область, которая включает систему учебных дисциплин и курсов, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и белорусского социума, а также способствующих приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач.
4. Общие положения
4.1 Цели социально-гуманитарной подготовки студентов в высшем учебном заведении
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
|
|
Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Социально-личностные компетенции направлены на:
– развитие у студентов гражданственности и патриотизма;
– совершенствование нравственно-ценностных, интеллектуальных и физических качеств личности;
– развитие социально-профессионального мышления и культуры социальной коммуникации, адаптации и мобильности выпускника вуза в изменяющихся социально-экономических условиях.