Темперамент
Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Типы темпераментов и их характеристика. Физиологические основы темперамента. Свойства процессов возбуждения и торможения по И. П. Павлову. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Мотивы поведения и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Изучение индивидуально-типологических различий в современной дифференциальной психофизиологии (школа Б.М. Теплова, В. Д. Небылицина, работы ЭА.Голубевой и В.М. Русалова).
Исследование свойств темперамента в жизненных ситуациях (школа В. С. Мерлина). Учет темперамента в индивидуальной работе с детьми.
Характер
Понятие о характере. Характер и темперамент. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Физиологические основы характера. Черты характера. Условия его формирования. Структура характера. Учет особенностей характера в учебно-воспитательной работе с детьми. Типология характера. Конституционные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон). Система акцентуированных характеров подростков (по А.Е. Личко). Акцентуированные типы характеров (по К. Леонгарду). Социальные типы характеров (по Э. Фромму).
|
|
Способности
Понятие о способностях. Биологические предпосылки развития способностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Их психологическая природа. Умственная активность личности, ее влияние на развитие способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Способности и деятельность. Способности и знания. Способности в связи с парциальными и общими типами высшей нервной деятельности. Мыслительный и художественный типы как один из видов индивидуально-психологических различий, от которых зависит своеобразие способностей. Общие и специальные способности. Их структура — общие и вспомогательные свойства в структуре способностей. Уровни их развития. Зависимость развития способностей от обучения. Показатели развития способностей. Общие умственные способности.
Проблема диагностики способностей. Вклад отечественных и зарубежных психологов в разработку проблемы способностей (Б.М. Теплое, Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, Г. Айзенк, А. Бине, Дж. Гилфорд и др.). Тесты способностей и их оценка. Раннее выявление способностей. Способности и интересы. Способности и трудолюбие. Основные показатели развития способностей.
Одаренные дети, их психологические особенности и специфика работы с ними.
|
|
Развитие творческих способностей у школьников. Способности и задачи профориентации учащихся. Зависимость развития способностей у ребенка.
Эмоции и чувства
Историческая обусловленность чувств человека. Их значение в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение.
Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль коры в регуляции эмоций. Вегетативные проявления эмоций.
Психологические теории эмоций: эволюционная теория эмоций Дарвина, теории Джемса и Ланге. Когнитивные теории эмоций. Активизирующая и информационная теория эмоций Анохина и Симонова.
Основные эмоциональные состояния — настроения, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Теория стресса Селье. Классификация и виды эмоций.
Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Динамика развития чувств — продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность. Способы выражения чувств. Саморегулирование в сфере чувств. Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности.
Воля
Понятие о воле. Мотивационная сфера личности и волевая активность. Теории воли. Механизм волевого действия. Импульсивные, привычные и волевые действия. Исследование воли в отечественной и зарубежной психологии.
Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Значение воли для регуляции деятельности.
Волевой акт и его структура. Принятие решения и его характеристика. Волевое усилие. Побудительная и тормозная функция воли.
Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Рефлексия и воля. Формирование волевых качеств личности в процессе обучения.