Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления: ассоциативная, Вюрцбургская школа, деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). Информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Социальная природа мышления человека. Внутренняя речь как материальная основа мышления.
Мышление как обобщенное и опосредованное отражения действительности в ее существенных свойствах и отношениях.
Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения. Принципы деления мышления на виды: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое); по степени развернутости и осознанности (дискурсивное и интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое).
Психологическая характеристика понимания.
Мышление как деятельность. Решение мыслительных задач и проблемная ситуация. Проблемные ситуации в обучении. Типы мыслительных действий и решение задач. Ориентировочные действия. Гипотеза как основной механизм мышления и раскрытия творческих возможностей личности. Эвристическийхарактер мыслительной деятельности человека. Логические операции мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение, конкретизация.
Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Индивидуальные особенности мышления. Творческое мышление как высший уровень в развитии мышления и необходимое условие успешной деятельности личности в современных условиях.
Психологические проблемы компьютеризации обучения. Методы изучения мышления учащихся.
Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Роль левого полушария головного мозга в речевой деятельности. Центры речи. Единство мышления и речи. Внутренняя речь, ее роль в процессе мышления. Слово как понятие. Смысл и значения понятий. Сокращенная и развернутая речь, их психологические особенности.
Язык и речь. Структура речевого действия. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).
Экспрессивно-выразительная функция речи.
Виды речи и их психологические особенности. Виды письменной речи. Основные требования к речи учителя. Расстройства речи (афазии).
Воображение
Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия памяти. Воображение и творческое мышление.
Воображение как специфический вид деятельности человека. Физиологические основы. Идеомоторный акт. Воображение и биологические ритмы организма.
Функции воображения: познавательная, программирующая, антиципирующая, регуляторная, контрольно-корректирующая, эмоциональная.
Опережающее отражение в процессе воображения. Виды воображения. Особенности каждого вида воображения.
Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Способы возникновения образов воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, минимизация).
Воображение и творчество. Этапы творческого процесса. Использование воображения в аутотренинге и в психотерапии.
Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности учителя.