Выготский Л. С. Вводит понятие «психическое новообразование». Новая способность, или уровень или свойство личности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют в дальнейшем развитие ребенка. Все возрастные периоды можно поделить на два типа: стабильные и критические периоды. Эти периоды чередуются. Стабильные периоды более длительны по времени. В них происходят качественные и количественные изменения, идет накопление изменений. В стабильные периоды в основном идет созидательная работа (построение). Критические периоды более короткие по времени. В основном отмечается разрушительная работа. В целом для развития имеют огромное значение. Новообразования присущи как стабильным периодам, так и критическим, но они различаются. Новообразования стабильных периодов остаются на всю последующую жизнь (устойчивые). Новообразования критических периодов – приходящие (летучие новообразования), заменяются другими формами.
Критический период | Стабильный период |
Кризис новорожденности | Младенческий период (2 мес. – 1 год) |
Кризис одного года | Раннее детство (1 год – 3 года) |
Кризис 3-х лет | Дошкольный возраст (3 года – 7 лет) |
Кризис 7 лет | Школьный возраст (8 лет – 12 лет) |
Кризис 13 лет | Пубертатный возраст (14 – 18 лет) |
Кризис 17 лет (юношеский кризис) |
Эльконин Д. Б. Основной критерий – ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности, который является основным, влияет на психическое развитие в целом.
|
|
Выделяет эпохи развития. Каждая эпоха состоит из 2-х периодов.
1. Раннее детство (от рождения до 3-х лет).
· Младенческий период (от рождения до 1 года). Ведущий тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение со взрослым.
· Преддошкольный период (от 1 года до 3-х лет). Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная деятельность. Манипуляция с предметами.
2. Эпоха детства (от 3-х до 10-11 лет).
· Дошкольный период (от 3-х до 6-7 лет). Ведущий тип деятельности – игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра.
· Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Ведущий тип деятельности – учебная деятельность.
3. Эпоха подростничества (от 10-11 до 17 лет)
· Младший подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет). Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение.
· Старший подростковый возраст (от 15 до 17 лет). Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная деятельность.