Билет № 4 Периодизации Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина

Выготский Л. С. Вводит понятие «психическое новообразование». Новая способность, или уровень или свойство личности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют в дальнейшем развитие ребенка. Все возрастные периоды можно поделить на два типа: стабильные и критические периоды. Эти периоды чередуются. Стабильные периоды более длительны по времени. В них происходят качественные и количественные изменения, идет накопление изменений. В стабильные периоды в основном идет созидательная работа (построение). Критические периоды более короткие по времени. В основном отмечается разрушительная работа. В целом для развития имеют огромное значение. Новообразования присущи как стабильным периодам, так и критическим, но они различаются. Новообразования стабильных периодов остаются на всю последующую жизнь (устойчивые). Новообразования критических периодов – приходящие (летучие новообразования), заменяются другими формами.

Критический период Стабильный период
Кризис новорожденности Младенческий период (2 мес. – 1 год)
Кризис одного года Раннее детство (1 год – 3 года)
Кризис 3-х лет Дошкольный возраст (3 года – 7 лет)
Кризис 7 лет Школьный возраст (8 лет – 12 лет)
Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14 – 18 лет)
Кризис 17 лет (юношеский кризис)  

Эльконин Д. Б. Основной критерий – ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности, который является основным, влияет на психическое развитие в целом.

Выделяет эпохи развития. Каждая эпоха состоит из 2-х периодов.

1. Раннее детство (от рождения до 3-х лет).

· Младенческий период (от рождения до 1 года). Ведущий тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение со взрослым.

· Преддошкольный период (от 1 года до 3-х лет). Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная деятельность. Манипуляция с предметами.

2. Эпоха детства (от 3-х до 10-11 лет).

· Дошкольный период (от 3-х до 6-7 лет). Ведущий тип деятельности – игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра.

· Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Ведущий тип деятельности – учебная деятельность.

3. Эпоха подростничества (от 10-11 до 17 лет)

· Младший подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет). Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение.

· Старший подростковый возраст (от 15 до 17 лет). Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: