Приемы и методы РТВ (Развития Творческого Воображения)

Это доТРИЗовские приемы и методы, но они могут стать ступенькой в успешном освоении ТРИЗ.

Есть разные способы придумывать веселые истории. Например, можно сидеть и чесать в затылке - мысли вычесывать. Или ходить по улицам с открытым ртом: может быть, что-нибудь интересное влетит. А можно познакомиться с приемами РТВ - Развития Творческого Воображения. Использование таких приемов поможет сделать твою фантазию «организованной». А фантазия поможет тебе в выполнении творческих работ по разным предметам, а также при решении изобретательских задач.

- Бином фантазии.

Его автор - итальянский писатель Джанни Родари. Берутся две на первый взгляд несовместимые системы, и придумывается история.

Бином: стол - жираф.

Жил – был жираф, он ел все подряд. Однажды шел он и увидел стол. Подошел к нему жираф, смотрел на стол, смотрел да и проглотил его. А когда проглотил, то стал похож на стол с головой жирафа. Так его и назвали: Жирафостол. Все смотрят на него и думают: стол это или жираф?

Ученица 4 класса школы №347
Вознесенская Полина (рисунок автора сказки)

Попробуй пофантазировать сам.

Бином: бульон - телефон,

экскаватор - зеркало.

- Фантастический префикс (приставка)

Его автор - итальянский писатель Джанни Родари.

Соедини префиксы: АНТИ -, СУПЕР -, МАКСИ -, МИНИ-, НЕ-, АРХИ-, МИКРО-, ПОЛУ-, СВЕРХ- с существительным зеркало и подумай, что за системы получились, какие у них новые свойства и функции, что стало хорошо, а что плохо. Потом соедини по очереди префиксы со словами: сосед, обогреватель, замок.

У Джанни Родари есть фантастический рассказ «Страна, где все слова начинаются с «НЕ». В этой стране есть очень интересные предметы:

НЕножик- служит для того, чтобы огрызки превращать в новые карандаши. Очень полезная вещь для школьника.

НЕвешалка- на нее ничего вешать не надо – уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его! А если тебе нужен пиджак, то незачем ходить в магазин и покупать его. Надо только подойти к НЕвешалке и снять его. Есть НЕвешалки зимние и летние, есть для женщин и для мужчин. НЕвешалка сберегает много денег.

НЕпушка- это совсем не то, что пушка. Она служит того, чтобы прекращать войну. Даже ребенок может управлять ею. Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в НЕтрубу, стреляем из НЕпушек, и война прекращается.

- Метод «Кит и кот»

Все помнят сказку Бориса Заходера о том, как Кит и Кот поменялись средой обитания, и что из этого получилось. Можно сочинить свою сказку, используя следующий алгоритм:

· Нужно придумать пару слов, отличающихся одной буквой. Это будут герои сказки.

· Вспомнить, где они встречаются в настоящей жизни.

· Чем занимаются, для чего нужны.

· А теперь превращаем несказку в сказку (меняем героев местами).

· Подумаем, какая и кому от этого может быть польза, какой вред.

· Что подумают люди (животные, предметы), оказавшиеся рядом.

Пара слов: рак-лак.

Как рак и лак решили местами поменяться

Однажды рак и лак решили местами поменяться. Рак теперь на полке стоит с другой косметикой, а лак под камнями прячется. Модница решила ногти покрасить, достала рака и начала клешнями по ногтям мазать. А рак цапнул девушку за палец. Его взяли и выбросили.

А в это время мужики пошли на рыбалку, сунули руку под камень и вытащили лак. Кинули в кастрюлю, он нагрелся и лопнул. Кастрюля стала вся красная. Лак взяли и выбросили.

Встретились опять рак и лак, рассказали друг другу о своих приключениях и вернулись каждый на свое место. Теперь лак на полке стоит, а рак под камнями прячется.

Ученик 3 класса школы №347 Подоляк Артем

Попробуйте пофантазировать сами.

Пары слов: лёд-мёд, кошка- мошка.

- Метод мозгового штурма

Этим методом пользовались еще древние викинги.

А во время второй Мировой войны американец Алекс Осборн использовал этот метод для спасения своего корабля. Когда капитан получил радиограмму о том, что на корабль несется торпеда, он собрал весь экипаж на палубе и предложил каждому высказать свою идею по спасению корабля. Была выдвинута даже такая идея - всем экипажем дуть на воду, чтобы отклонить курс торпеды. А дальше как в передаче «Что? Где? Когда?» - выбор решения был за капитаном.

К счастью, торпеда в тот раз прошла другим курсом. В 1957 году инженер Алекс Осборн усовершенствовал этот метод. Метод этот используется и сегодня, он может помочь и вам, например, придумать веселый праздник в классе или найти способ достижения поставленной цели.

- Метод Робинзона Крузо

Название этого метода пошло от имени главного героя книги Даниэля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» Книга вышла в 1719 году в Англии, но до сих пор популярна среди читателей.

Главный герой - 25-летний Робинзон Крузо. После кораблекрушения он оказывается один на необитаемом острове. Но он не погиб, прожил там 28 лет, обустроил свой быт, добывал пищу. У Робинзона не было ничего кроме разбившегося корабля, природы острова и океана вокруг. Но герой книги смог придумать необходимые для выживания вещи, сам сумел их изготовить, а, главное, заставил себя не отчаиваться и сохранять бодрость духа.

Теперь представь себе, что это ты Робинзон Крузо. Ты плыл на корабле, который перевозил множество бус. Бусы были крупные и мелкие, стеклянные и пластмассовые, цветные и бесцветные, круглые и ребристые. Они собраны на нитки и леску. И вот твой корабль потерпел крушение около необитаемого острова. Для того, чтобы остаться живым, нужно найти ресурсы, которые прячутся в окружающих тебя предметах, чтобы они стали твоими помощниками. Один из ресурсов - это бусы. Откинем их главную функцию (украшение) и поищем дополнительные функции. Как бусы и природа, которая нас окружает, помогут нам выжить?

Составим план:

1) Постройка жилья, изготовление средств защиты от врагов и животных.

2) Добыча пищи и ее приготовление.

3) Сигналы о помощи.

4) Постройка плавательного средства.

А если корабль вёз всевозможные расчески? Теперь пофантазируй на эту тему.

- Метод фокальных объектов (метод каталога)

«Метод каталога» разработан в 20-е годы прошлого века профессором Берлинского университета Ф. Кунце, усовершенствован в 50-е годы Ч. Вайтингом и назван «Метод фокальных объектов». С помощью этого метода можно создавать предметы с новыми свойствами.

Выбираем объект изменения и как фотографы фокусируем на нем внимание.

Теперь из любой книги выбираем 3 случайных слова (поэтому метод и называется «метод каталога») или называем слова наугад. Определяем свойства этих трех объектов, а затем переносим их на выбранный нами объект, получаем объект с новыми свойствами.

Например, пусть в фокус попадет ШКОЛЬНАЯ ДОСКА.

А случайными словами будут: КНИГА, ОЧКИ, ЧАСЫ.

Книга - интересная, листаем страницы, умная, раскраска.

Очки - прозрачные, чтобы хорошо видеть, солнечные.

Часы - отмеряют время, тикают, настольные, настенные, ручные.

Теперь рассмотрим школьную доску с новыми свойствами.

Школьная доска - книга: меняет информацию («листает») как в книге, периодически меняет фон, это удерживает внимание учеников, учителю не нужно каждый раз говорить «Посмотрите на доску», можно показывать рисунки и раскрашивать их по мере необходимости.

Школьная доска - очки: увеличивает или уменьшает размер букв в тексте, становится прозрачной на время изменения информации, работает от солнечной энергии.

Школьная доска - часы: через определенное время стирает задание, читает текст, подает звуковые сигналы, если на ней допущена ошибка, на столе у учителя мини-доска, настенная доска работает от прикосновения руки (сенсорная).

А если создать школьную доску со всеми этими качествами, то учителю легче будет на ней работать, а детям интереснее будет учиться.

Давай придумаем пенал с новыми свойствами.

- Морфоанализ (морфоящик)

Автор этого метода - швейцарский астроном Ф. Цвики, год рождения метода - 1942. Благодаря этому методу Ф. Цвики удалось за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Для работы с этим методом нужно начертить таблицу, которую называют «ЯЩИК». Поэтому метод называют «Морфоящик».

Для примера возьмем систему «наручные часы». По вертикали рассмотрим форму корпуса (А), цифры-символы (Б), ремешок (В), стрелки (Г) и вид энергии, благодаря которой часы работают (Д). По горизонтали распишем разные виды этих элементов.

Часы наручные          
А - форма круг квадрат прямоугольник ромб овал
Б - цифры арабские римские черточки стразы фигурки
В - ремешок кожаный пластиковый матерчатый металлический каучуковый
Г - стрелки яркие фосфорные фигурные прозрачные без стрелок
Д - движитель механические солнечная энергия температура тела человека батарейки мысли человека

А теперь вспомним игру «Морской бой». Выберем случайные клетки. Сделаем любой набор букв и цифр. Например: А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5.

Получается, что наши часы должны быть круглыми, с римскими цифрами, с матерчатым ремешком, с прозрачными стрелками и работать от мыслей человека. Интересно, кому нужны часы с прозрачными стрелками? И как по ним определить время? Часы, работающие от мыслей человека? Скорее всего, это часы будущего! Пофантазируй на эту тему!

Попробуй сделать другой набор букв и цифр. Ведь эта таблица дает множество вариантов!

Составь сам таблицу для системы «ДОМ». По вертикали рассмотри основные части дома: крыша, основание, окна, дверь. По горизонтали рассмотри различные формы этих частей. Затем сделай набор разных элементов и зарисуй результат.

- Синектика

Этот прием предложен американским исследователем Уильямом Гордоном. Как в методе «Мозгового штурма» набираем много вариантов, затем выбираем самые интересные. Для примера возьмем объект - микстура.

Определим ее свойства (какая?): жидкая, горькая, детская, взрослая, лечебная.

Определим ее функции (что делает?): убивает микробы, лечит.

Прямая аналогия - сравниваем с похожим (аналогичным) предметом в природе или технике. Например, что еще горькое - полынь. Микстура- полынь.

Символическая аналогия - кратко и образно буквально в двух словах (существительное и прилагательное) сформулировать фразу.

Микстура горькая, лечит. Микстура - лечебная горечь.

Микстура - детская, противоположное свойство - взрослая. Микстура- детская взрослость.

Фантастическая аналогия - представим фантастические средства или персонажей, выполняющих то, что требуется по условию. Пусть «по щучьему велению, по моему хотению» исполнится желание. Пусть вместо микстуры будет живая вода.

Личностная аналогия - эмпатия, человек представляет себя предметом, о котором идет речь, вживается в образ этого предмета. Взгляд глазами данного предмета может помочь решить задачу.

Расскажите о себе –

Если бы я был(а)…….

1)Какая у вас одежда.

2)Какое настроение.

3)Кто или что вас окружает.

4)Чем вы можете помочь окружающим.

5)Что для вас праздник.

6)Что бы вы хотели сказать людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: