Органы по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в качестве самостоятельного органа фактически были образованы в 2003 г. с принятием Указа Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управления» № 306 от 11 марта 2003 г.
В настоящее время основным документом, регламентирующим деятельность ФСКН, являются: ФЗ от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Указ Президента от 28 июля 2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», которым утверждено Положение о ФСКН РФ, и ряд других.
Согласно данному указу, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
|
|
Анализ основных положений действующего законодательства о Госнаркоконтроле позволяет выделить триосновных задачи и соответствующие функции ФСКН России.
Первая из них – это информационно-аналитическая работа и координация деятельности государственных и негосударственых органов и структур в установленной сфере деятельности. Вторая задача ФСКН – контроль легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Наконец, третья задача ФСКН – это противодействие нелегальному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Именно по данному направлению ФСКН осуществляет правоохранительную деятельность. Таким образом, как правоохранительный орган, ФСКНнаделена правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование, а также осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
ФСКН вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство предварительного расследования по которым отнесено к компетенции ФСКН РФ, а также при запросах международных организаций и компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по противодействию нелегальному обороту наркотиков. Также ФСКН, как все аналогичные службы, вправе осуществлять ОРМ, обеспечивающие их собственную безопасность.
Подследственность уголовных дел, отнесенных к ведению ФСКН, определена 151 ст. УПК РФ. Следователями органов Госнаркоконтроля осуществляют следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2,3,4 ст. 228 (Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ), ст. 229 (Хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ), ч.ч. 2,3 ст. 230 (Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ), ч.2 ст. 231 (Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества), ч. 2 ст. 232 (Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ), ч.ч. 2, 3 ст. 234 (Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта) УК Российской Федерации.
|
|
В форме дознания расследуются дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 1, 5 ст. 228; ч. 1 ст. 230; ч. 1 ст. 231; ч. 1 ст. 232; ст. 233 (Незаконная выдача или подделка рецептов или иных документов, дающих паво на получение наркотических средств или психотропных веществ); ч.ч. 1, 4 ст. 234 УК РФ.
ФСКН осуществляет также производство по делам об административных правонарушениях, причем полномочия ФСКН в этой области достаточно широки. Правонарушения, отнесенные к компетенции ФСКН, можно разделить на три группы.
К первой из них относятся правонарушения, непосредственно связанные с незаконным употреблением и оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правонарушения второй группы связаны с нарушениями правил легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Правонарушения третей группы связаны с противодействием деятельности ФСКН как органу исполнительной власти.