Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений

Метод правового регулирования – способ правого воздействия на общественные отношения со стороны государства. В СССР пытались сформулировать другое определение. Наибольший вклад внёс С. С. Алексеев. Метод правого регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения с целью подчинить поведение субъектов к тем моделям поведения, которые зафиксированы в норме права. Что бы поведение субъектов совпало с моделью норма права.

 

 

Императивный метод. С помощью этого метода регулирования между субъектами, один из которых обладал властными полномочиями, а второй должен подчиняться. Субординационные отношения. Важно что бы субъекты не только обладал полномочиями, но и реализовывал их. Этот метод публичный, прежде всего, применяется в публично-правовых отношениях. Специфика норм: при этом методе используются императивные нормы. Методы выражается посредством императивных норм– нормы, кот властно определяют только один вариант поведения обязанного субъекта, а именно возлагают на него пассивную или активную обязанность. Ему адресуется правило поведения, у него нет права выбора, у него выбор между законным (одним единственным) и незаконным.

Примеры: Часть 1 статья 15: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить. Часть 3 статья 17: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

Диспозиционный метод – способ правового воздействия на отношения координации, между юр равными субъектами, то есть на отношения субъектов, которые не связанны власти подчинения, путём предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах установленных правовой нормой, в т ч право добровольно по взаимному согласию добровольно установить для себя взаимные права и обязанности.

Примеры: Часть 3 статья 67: Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Статья 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Часть 3 статья 66: По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Также методы можно поделить:

Дозволение – применяется в основном в регулировании статуса человека и гражданина.

Обязывания – касается организации государственной власти, исполнение обязанностей гражданами перед государством.

Запреты – устанавливаются в отношении действий нарушающих права и свободы человека, посягающих на государство и общественные интересы.

Императивный метод
Обязывания. Запрет.
Ст. 57 Ст. 58 Ст. 18 Ст. 116 Ст. 118 Ст. 81 ч.3 Ст. 6 ч.3 Ст. 13 ч.5 Ст. 29 ч.2, 3 Ст. 30 ч.2
ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД
Дозволение Ст. 12 Ст. 37 ч.1 Ст. 27 ч.2 Ст. 32 ч.2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: