Глава I. Теоретически и методологические основы организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В Концепции развития дошкольного образования детей указывается, что в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации ребенка. Все актуальнее становится задача общественного осознания необходимости досуговой деятельности, понимание ее миссии, заключающейся в наиболее полном обеспечения права ребенка на развитие и свободный выбор различных ее видов, в процессе осуществления которых происходит личностное, а впоследствии и профессиональное самоопределение детей.

В педагогических исследованиях методическое сопровождение изучается, главным образом, применительно к личности педагога. Однако исследование досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО, редко становится предметом внимания педагогов. Более того, можно констатировать, что практически не проводился междисциплинарный анализ проблемы стимулирования досуговой деятельности дошкольников.

Не исследованы также возможности досуговой деятельности, ее воспитательного и развивающего потенциала, хотя следует отметить, что проблема организации досуговой деятельности, использования ее воспитательного и развивающего потенциала неоднократно возникала в области научного интереса педагогов-исследователей (М.В. Жиркова, М.Б. Зацепина, М.И. Амаатов, А.Е. Захарченко).

Исследователи досуга детей (Р.Н. Азарова, М.В. Жиркова, А.Е. Захарченко, Р.И. Турханова и др.) отмечают, что большинство респондентов, участвовавших в их исследованиях, предпочитают пассивный досуг (просмотр телепередач, компьютерные игры) и не считают досуг сферой развития личностных качеств.

Таким образом, следует констатировать недостаток внимания педагогической общественности к проблеме методического сопровождения досуговой деятельности, а также к потенциалу досуговой деятельности в сфере личностного развития детей. Кроме того, в настоящее время отсутствует теоретико-методологическое обоснование методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО, не разработаны соответствующие практические рекомендации для педагогов.

Анализ состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить противоречия:

- социально-педагогического характера – между потребностью общества в воспитании детей, готовых к развитию, и недостатком внимания педагогов к стимулированию досуговой деятельности, удовлетворяющей данную потребность;

- научно-теоретического характера – между значительным количеством исследований, посвященных досуговой деятельности как социально-педагогическому явлению, и недостаточным изучением методического сопровождения;

- научно-методического характера – между значительным педагогическим потенциалом досуговой деятельности и ее недостаточным использованием в практической деятельности ДОО.

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему исследования, состоящую в изучении методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Необходимость решения проблемы определила тему диссертационного исследования: «Методическое сопровождение досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО».

Объект исследования: досуговая деятельность.

Предмет исследования: методическое сопровождение досуговой деятельности.

Цель исследования: выявить педагогические условия эффективного методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: досуговая деятельность будет эффективной при использовании методического сопровождения

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Определить возможности досуговой деятельности в условиях ДОО;

3. Выявить первоначальный уровень досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать и апробировать модель методического сопровождения досуговой деятельности;

5. Проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы включали сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования в области философии, психологии, педагогики; моделирования. Эмпирические методы включали наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы. Использованы методы статистической обработки данных (подсчёт среднего арифметического, критерий знаков G и t-критерий Стьюдента).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- на общенаучном уровне – фундаментальные положения о внутренней свободе, творчестве, самоценности личности (Е.А. Александрова, О.С. Газман, В.А. Караковский, Н.Б. Крылова и др.);

- на конкретно-научном уровне – теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.Л. Никифоров, В.Д. Шадриков и др.);

- исследование теоретико-методологических основ организации досуговой деятельности детей (Р.Н. Азарова, А.Д. Жарков, Б.В. Куприянов, С.А. Шмаков и др.);

- научные исследования в области социально-педагогического проектирования и моделирования (Н.М. Амосов, В.М. Ананишнев, С.И. Архангельский, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, И.П. Подласый и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлены и охарактеризованы компоненты методического сопровождения;

- определены общие и специфичные возможности досуговой деятельности в стимулировании развития детей;

- разработана модель методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- выявленные компоненты методического сопровождения досуговой деятельности;

- обоснованные возможности досуговой деятельности для стимулирования развития детей дополняют теоретические представления о досуговой деятельности;

- созданная модель методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста посредством разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий конкретизирует теоретические представления о проблеме досуговой деятельности детей.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на повышение эффективности методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Разработанная модель методического сопровождения досуговой деятельности дошкольников будет востребована дошкольными образовательными организациями. Рекомендации к подготовке методического сопровождения досуговой деятельности могут быть адаптированы к работе со студентами, использоваться в вузах для подготовки будущих педагогов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (2016-2017 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы организации досуговой деятельности, вопросы методического сопровождения, исследовались особенности педагогического влияния досуговой деятельности на стимулирование развития детей. Анализировались теоретические понятия исследования, формулировались методологический аппарат, рабочая гипотеза. Были определены объект, предмет, цель, задачи; составлена программа экспериментальной работы, подготовлен диагностический инструментарий.

На втором этапе исследования (2017-2018 гг.) была разработана модель методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста, получены эмпирические данные, диагностированы результаты. Экспериментально подтверждена эффективность гипотезы.

На третьем этапе (2018 г.) обработаны, обобщены и проанализированы полученные данные, систематизированы и интерпретированы результаты экспериментальной работы; оформлен и описан ход и результаты эксперимента; проведена литературная обработка текста диссертационного исследования.

Базой экспериментальной работы явилось ДОО №??? г. Уфа. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 60 человек..

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстративного материала в виде таблиц, приведенных в тексте, приложения.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: