Проблемы методического сопровождения досуговой деятельности

 

Методическая работа в детском саду должна осуществляться в соответствии с определенными принципами. Выделяется около сорока принципов организации методической деятельности.

Так, Б.А. Титов выделяет следующие принципы, способствующие организации методической работы: научности, гуманизации, объективности, оптимальности, конкретности, эффективности и системности [97, с.128].

О.Ю. Пискун выделил такие принципы, как:

- принцип коллегиальности и единоначалия, позволяющий рационально сочетать права, обязанности и ответственность между субъектами методической деятельности;

- принцип оптимальности, раскрывающийся в определении наиболее целесообразных для образовательной организации способов организации методической деятельности [78, с.10].

Одним из компонентов организации методической деятельности в дошкольной образовательной организации являются методы, способствующие реализации принципов.

Выделяют несколько подходов к группировке методов педагогического управления.

Так, М.М. Поташник выделяет следующие группы методов:

- по целям – методы могут быть тактические, оперативные, стратегические;

- по объекту управления – методы государственного, регионального, местного, внутришкольного управления;

- по субъекту управления – методы административно-хозяйственного, общественного управления, взаимодействия и принятие совместного решения;

- по механизму влияния – социально-экономические, социальнополитические и психолого-педагогические;

- по времени управленческих действий – текущие, долгосрочные, перспективные [78, с.12].

Р.И. Турханова выделяет следующие группы методов: организационно-педагогические; организационно-распорядительные; экономические; социально-психологические [99, с.116].

Одним из компонентов системы являются субъекты методической деятельности: учителя, специалисты, работающие в ДОО (дефектологи, логопеды, психологи), педагоги дополнительного образования, методисты, заместители директора. В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) субъектами методической работы могут выступать и родительское сообщество, социальное окружение.

Таким образом, на основе анализа теоретических исследований было выявлено, что методическая деятельность состоит из взаимосвязанных компонентов: целей, методов и способов ее реализации, принципов организации, субъектов деятельности.

Следующим шагом является определение особенности методической деятельности в детском саду, использование различных подходов к ее организации в условиях дошкольной образовательной организации, раскрытие ее содержания.

Согласно исследованиям отечественных педагогов методическая деятельность в детском саду рассматривается по-разному. Так, М.В. Шакурова считает, что методическая деятельность это целенаправленное воздействие методиста на воспитателя с целью повышения его квалификации [111, с.95].

Л.В. Алферова считает, что методическая деятельность это целенаправленная, систематическая, индивидуальная и коллективная деятельность, направленна на повышение научно-теоретического уровня, профессионального мастерства и методической подготовки [5, с.131].

Л.М. Волобуева называет методическую деятельность комплексным и творческим процессом, в котором происходит обучение педагогов методам и приемам работы с дошкольниками [32, с.16].

По мнению К.Ю. Белой, методическая деятельность представляет собой систему мер, направленную на повышение квалификации педагогов, а также на повышение творческого потенциала педагогического коллектива [15, с.74].

Из данных определений следует, что в методической деятельности заместитель заведующего по ВМР воздействует на педагогов с целью достижения результата, что характерно для авторитарного стиля управления. Согласно определениям методист не осуществляет дифференцированного подхода к педагогам, что не характерно для современной дошкольной организации.

Такие исследователи, как К.Ю. Белая, В.Я. Волобуева, Н.С. Голицина, Е. Н. Зубкова выделяют основные подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации: функциональный, содержательный, функционально-содержательный [15, 32, 34, 47].

При функциональном подходе методическая деятельность рассматривается как выполнение заместителем заведующего по ВМР ряда функций: планирование, контроль, организация, координация, руководство.

Е. Н. Зубкова выделяет следующие функции методиста: целевые и процессуальные функции. Целевые функции направлены на организацию методической работы в дошкольной образовательной организации. Процессуальная способствует реализации целевых функций, таких как планирование, контроль, организация, координация и руководство [47, с.39].

М.Р. Мирошкина продолжила исследования и обозначала следующие функции заместителя заведующего по ВМР: управленческие и педагогические. Управленческие функции направлены на совершенствование педагогического процесса в детском саду, а педагогические способствуют повышению квалификации воспитателей, самообразованию педагогов [70, с.69].

Содержательный подход в организации методической деятельности, согласно исследованиям А.И. Васильевой и И.Н. Бережновой направлен на организацию работы методического кабинета, повышение квалификации воспитателей детского сада, организацию работы с передовым педагогическим опытом, подготовку и проведение педагогических советов, организацию опытно-экспериментальной работы в дошкольной образовательной организации, повышение качества педагогического процесса [17, 39].

Третий подход объединяет функциональный и содержательный подходы. Согласно исследованиям Г.И. Железовской, Н.В. Абрамовой, Е.Н. Гудковой заместитель заведующего по воспитательной и методической работе осуществляет работу с родительским сообществом, способствует повышению квалификации педагогов дошкольной образовательной организации, организует работу методического кабинета, а также осуществляет такие функции, как планирование, контроль, регулирование и организацию данных направлений [41, с.122].

Однако анализ работы методиста дошкольной образовательной организации не раскрывает особенностей самой деятельности заместителя заведующего по ВМР согласно новым тенденциям в образовании, не показывает, как организовать дифференцированный подход к каждому педагогу.

В современных условиях очень важно методисту организовать индивидуальный маршрут сопровождения педагога с учетом его способностей, потребностей и интересов, способствовать повышению его профессиональной компетентности.

На современном этапе выделяется еще один подход к определению содержания методической деятельности – компетентностный. Данный подход является личностно-ориентированным и направлен на оказание конкретной помощи педагогу, методическое сопровождение. При этом заместитель заведующего по ВМР сам должен быть очень компетентным во всех методических вопросах.

Термин «сопровождение» появился в педагогике в конце 90-х годов XX века. В толковом словаре С.И. Ожегова сопровождение характеризуется, как следование рядом, вместе с кем-то в качестве спутника или провожатого.

По мнению отечественных исследователей сопровождение рассматривается как идеология гуманизации образовательного процесса с позиции теории и практики Педагогики Успеха.

Е.М. Клюско, О.Ю. Пискун, О.М. Жихарева считают, что сопровождение это педагогическая технология, позволяющая получить объекту новые знания, опыт способствующие решению проблем в сложных жизненных ситуациях [54, 78].

Г.А. Суворова рассматривает сопровождение как определенную гарантию для субъекта сопровождения в получении защиты так, чтобы он сам мог решать свои проблемы [96, с.63].

По мнению В.А. Ясвина сопровождение рассматривается как совместная деятельность специалистов, создающих условия для успешного обучения и развития дошкольников в конкретном образовательном пространстве [115, с.148].

Согласно данным определениям сопровождение в методической деятельности может рассматриваться как:

- индивидуальная помощь субъекту при принятии решения в сложных жизненных ситуациях,

- метод, направленный на создание условий для принятия субъектом необходимого решения в разнообразных жизненных ситуациях,

- сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, в результате появится решение или действие, ведущее к развитию сопровождаемого.

Термин сопровождение необходимо использовать только в тех случаях, если человеку оказывается поддержка в решении именно важных и актуальных проблем для него. При этом сопровождение организуется только при взаимодействии сопровождаемого и сопровождающего.

По мнению таких исследователей, как А Л.М. Волобуева, Л.Ю. Гордина на современном этапе выделяют следующие виды сопровождения:

- по содержанию сопровождение можно разделить на социально-педагогическое, психологическое и научно - методическое;

- по количеству участников сопровождение разделяется на индивидуально - ориентированное и системно-ориентированное [32, 35].

Следовательно, психологическое сопровождение рассматривается как профессиональная деятельность психолога, способствующая успешному психологическому развитию ребенка при создании благоприятных социально-психологических условий.

Социально-педагогическое сопровождение способствует созданию благоприятных условий для сопровождаемого, оказанию необходимой психологической и педагогической помощи, осуществлению наиболее успешной подготовке к трудовой деятельности.

О.Ю. Пискун и О.М. Жихарева сопровождение рассматривают как создание условий для профессионального образования направленное на сопровождение в образовательном процессе педагога и ученика. При этом под сопровождением педагога понимается специальная, организованная помощь специалисту, необходимая для решения образовательных задач [78, с.11].

При методическом сопровождении педагога используются следующие методы: индивидуальные консультации, семинары, проектирование, экспертиза и анализ учебно-методических разработок, посещение учебных занятий других педагогов.

Методическое сопровождение педагогов, по мнению Т.Л. Садовской, можно рассматривать как личностно-ориентированное и как системно-ориентированное. Личностно-ориентированное сопровождение способствует решению трудностей у конкретного педагога в той или иной области. Системно-ориентированное сопровождение организуется педагогами – новаторами, ведущими специалистами районных отделов образования, методистами районных методических служб. При этом воздействие осуществляется не индивидуально, а в процессе коллективной работы педагогов нескольких образовательных организаций [83, с.194].

Наиболее важным является личностно-ориентированное сопровождение, способствующее дифференцированному подходу к каждому педагогу. Трудности педагогов зависят от уровня знаний специалиста, профессиональной компетентности педагога, программно-методического обеспечения детского сада. В тоже время системно-ориентированное сопровождение способствует подготовке специалистов, осуществляющих процесс сопровождения, так как обогащается их опыт сопровождения, позволяющие выбрать наиболее актуальные методы и приемы для взаимодействия.

Исходя из всех вышеперечисленных умозаключений, можно вывести понятие методического сопровождения педагога. Методическое сопровождение педагога – это деятельность, направленная на постоянное и индивидуальное воздействие методистом на воспитателя для оказания помощи и поддержки педагогу в педагогической деятельности с учетом его знаний, умений и навыков.

В тоже время помощь и поддержка педагога способствует повышению профессиональных знаний методиста, что влияет на его профессиональное развитие и рост.

Организация методического сопровождения досуговой деятельности возможна лишь при соблюдении следующих принципов:

- принцип открытости межличностных отношений, при котором наиболее важными факторами являются искренность во взаимоотношениях сопровождающего и сопровождаемого;

- принцип приоритета гуманистических педагогических ценностей, таких как человек и человеческая жизнь, развивающаяся личность педагога;

- принцип активизации субъектного взаимодействия, то есть необходимость методического сопровождения;

- принцип расширения сферы самосознания педагога, то есть осознание педагогом своих возможностей, необходимых для решения появившейся педагогической проблемы;

- принцип непрерывности сопровождения, направленный на постоянную помощь и поддержку педагога в решении профессиональных проблем;

- принцип приоритета интересов сопровождаемого, позволяющий сопровождающему решать проблемы сопровождаемого с наибольшей пользой для педагога;

- принцип реализации маршрута индивидуальной педагогической деятельности, направлен на увеличение свободы педагога, при этом воздействие сопровождающего носит рекомендательный характер.

Российские исследователи выделяют следующие этапы организации методического сопровождения.

1. Аналитико-диагностический этап: включающий в себя осознание педагогом проблемы и желание получить помощь для ее решения; диагностика и самодиагностика субъекта сопровождения, направленная на изучение причин появления проблемы; обсуждение полученных результатов и принятие совместного решения способствующего решению данной проблемы; определение воспитателем необходимого пути, способствующего решения проблемы.

2. Проектировочный этап, направлен на проектирование маршрута сопровождения воспитателя, способствующего решению его профессиональных проблем. Проектируется образовательная среда, круг специалистов, готовых помочь воспитателю, определяется содержание работы и т.д.

3. Этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, способствует оказанию помощи педагогу в ходе реализации индивидуального маршрута, а также корректировка маршрута в процессе деятельности; использование разнообразных методов и приемов, необходимых для реализации маршрута методического сопровождения воспитателя.

4. Контрольно-оценочный этап, направлен на обсуждение методистом и воспитателем результатов, возникающих при решении проблемы.

Следовательно, методическое сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста, направлено на оказание помощи воспитателю в ходе проектирования и реализации маршрута его педагогической деятельности.

В современной педагогике такими исследователями, как С.Г. Абрамовой, А.Г Асмоловым и другими раскрыты теоретические основы индивидуального образования; А.С. Белкиным, А.А. Бодалевым разработана концепция личностно-ориентированного образования; С.В. Воробьевой, В.А. Деркунской, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионовым определены задачи, принципы и логика проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

В данных исследованиях индивидуальным образовательным маршрутом является последовательное образование субъекта, способствующее решению образовательных задач и повышению компетентности педагога. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на изучение способностей и возможностей педагога, планирование способов организации образовательной программы при помощи разнообразных диагностик.

По мнению З.А Климентьевой индивидуальные образовательные маршруты можно использовать в работе с педагогическими кадрами. При этом индивидуальный маршрут каждого педагога выстраивается в соответствии с общими задачами дошкольной образовательной организации. В образовательном маршруте педагогов огромное место отводится самообразованию и обучению. В индивидуальном образовательном маршруте можно выделить его структуру: определение трудностей и проблем у педагога; выбор путей для решения данных трудностей; участие воспитателя в системе методической деятельности детского сада; повышения квалификации на специальных курсах [53, с. 74].

Согласно исследованиям О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, Н.Б. Крыловой, П.И. Третьякова можно выделить методы методического сопровождения педагогов. Это помощь и поддержка.

Термин педагогическая поддержка введен О.С. Газманом в 70-х годах прошлого столетия. О.С. Газман являлся основоположником гуманистической личностно-ориентированной педагогики. По его мнению, главным в образовании является не социализация, а индивидуализация образования, направленная на осознание человеком своего отличия от других. О.С. Газман считает, что педагог должен помочь ребенку понять смысл жизни, познать себя, создавая при этом оптимальные условия для общения и деятельности [33, с.130].

Следовательно, педагогическая поддержка – это особая педагогическая деятельность, направленная на саморазвитие человека, опираясь на индивидуальные способности человека, развитие "самости". Исходя из этого, можно дать определение понятию методическая поддержка.

Под методической поддержкой понимают особую деятельность заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, направленную на индивидуальное профессиональное развитие педагога, опираясь на его способности, знания и умения, развивать профессиональную самостоятельность, «самость» воспитателя.

В методической деятельности важной составляющей является совместная деятельность методиста и педагога, направленная на изучение целей, интересов, возможностей педагога, определение путей преодоления проблем, возникающих у него в профессиональной деятельности.

По мнению Т.А. Строковой заместитель заведующего по методической работе может использовать в своей практике различные виды поддержки воспитателей:

1. Психологическая поддержка, направлена на помощь и одобрение всех начинаний педагога, признает уникальность личности воспитателя.

2. Педагогическая поддержка, согласно определению О.С. Газмана, это особый вид педагогической деятельности, основной целью которой является помощь в саморазвитии, в решении личностно - профессиональных проблем, в решении внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения.

3. Педагогическая поддержка проявляется в помощи воспитателю повысить свою профессиональную компетентность, пополнить свои педагогические знания способствующие решению педагогических задач.

4. Социальная поддержка заключается в предоставлении всем воспитателям одинаковых возможностей необходимых для развития профессиональной компетентности, отвечающим их потребностям, способностям и нуждам.

5. Валеологическая поддержка заключается в создании благоприятного психологического климата, удобных и комфортных условий для трудовой деятельности, заинтересованность в здоровье сотрудников.

6. Правовая поддержка способствует признанию прав педагогов, уважение их как личности, невзирая на достоинства и недостатки, соблюдение прав каждого педагога [95, с.50].

В методической деятельности каждый вид поддержки проявляется не самостоятельно, а во взаимосвязи с другими видами. Именно тогда помощь педагогу будет полезна, а также будет способствовать развитию его профессиональной компетентности.

Применение всевозможных видов поддержки подразумевает использование особенных способов работы с педагогом при его методическом сопровождении. При этом сопровождение в данный момент рассматривается как способ взаимодействия воспитателя и методиста. Вследствие этого в сопровождении лучше применять приемы диалога: подкрепление, согласие, выслушивание, совет, ободрение. Выбор того или другого приема зависит от этапа методического сопровождения. Изучая вопросы организации методического сопровождения нужно изучить вопросы подготовки методиста к его организации.

В работах М.В. Дубцовой рассматривается необходимость в подготовке специалистов сопровождения. В работах данных исследователей показана потребность в специальной подготовке субъектов, занимающихся сопровождением. Авторы подчеркивают, что сопровождение это процесс взаимодействия. Вследствие этого необходимо обогащение практического опыта сопровождающих, который вполне возможно освоить методом их интенсивного включения в этот процесс, при этом всем субъектам службы сопровождения будет также оказана умелая поддержка, связанная с организацией процесса сопровождения педагогов. В результате данной подготовки происходит перенос опыта взаимодействия в условиях подготовки на конкретного педагога в своей организации [39, с.54].

Следовательно, в результате анализа социологической, психолого-педагогической и философской литературы было определено, что в качестве социальных предпосылок развития теории и практики методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста, рассматривается приоритетное развитие субъектной позиции ребенка в ходе его социализации, помогающее ему самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Особенно важным на данный момент является оказание человеку всей необходимой помощи и поддержки со стороны грамотных специалистов.

Главным философским и педагогическим обоснованием теории сопровождения становится гуманистический подход в образовании, который рассматривает человека как уникальную личность и соответственно выделяет главную цель образования - создание благоприятных условий для его саморазвития. При этом методологической базой теории и практики сопровождения выступает системно-ориентационный подход, раскрывающий специфические особенности данного понятия.

В результате анализа видно, что на данном этапе определение сопровождение не имеет одного конкретного определения и может рассматриваться как метод, помощь или деятельность специалиста.

В результате анализа было установлено, что на данном этапе в науке присутствует несколько видов сопровождения: социально-педагогическое, психологическое, индивидуально-ориентированное, научно-методическое и системно-ориентированное. Внедрение этих видов варьируется в зависимости от содержания поддержки в процессе сопровождения, а еще от численности соучастников этого процесса.

Проведенная работа дала возможность установить сущность понятия методическое сопровождение; выделить принципы его организации; определить главные этапы этого процесса; выявить, что в роли главного метода сопровождения была определена методическая поддержка, состоящая из социальной, педагогической, валеологической и психологической поддержки; найти, что к главным приемам методического сопровождения, относятся приемы диалога такие как одобрение, подкрепление, выслушивание, совет, ободрение; определить главное условие организации методического сопровождения, заключающееся в организации системы сопровождения методистом педагога для обогащения его профессиональной компетентности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: