Звукопроизношение | Изолированно | В словах | В предложении | ||||||
4 года | лет | лет | года | лет | лет | года | лет | лет | |
[м]- мышь, пума, дом. У мамы и Маши малина | |||||||||
[ м'] - медведь, гурами, семь. У мишки мед. | |||||||||
[ п] — помидор, попугай, суп. У Поли и Павлика поезд. | |||||||||
[ п'] — перец, копилка, голубь. Петя пел. | |||||||||
[б] — банан, яблоко, колобок. У Бори и Бэллы баранки. | |||||||||
[б’] — белка, воробей, голуби. У белки бельчонок | |||||||||
[т] — тапки, петух, букет. У Толи букет | |||||||||
[т'] — телефон, котенок, сеть. У Тины утюг. | |||||||||
[д] — дуб, подосиновик, помидор. У Дани и Даши домик | |||||||||
[д’] — диван, желуди, смородина. Дина у дивана. | |||||||||
[н] — носки, малина, каштан. Носок на стуле. | |||||||||
[ н'] — нитки, вишня, окунь. Ника и Нина едут на пикник. | |||||||||
[в] — волк, слива, кровать. Вовочку купают в ванне. | |||||||||
[в’] — ведро, винт, телевизор. У Вики и Вити вишни. | |||||||||
[ф] — футболист, телефон, шарф. У Марфы муфта. | |||||||||
[ф’] — фиалка, кефир, кофе. Федя пил кефир. | |||||||||
[к] — кот, стакан, мак. У кошки котенок | |||||||||
[к’] — кит, ракета, носки. Никита надевает носки. | |||||||||
[г] — груша, гусь, попугай. Галя и Гоша гусей стерегут. | |||||||||
[г'] — гиря, гитара, сапоги. У Гены гитара. | |||||||||
[х] — хвост, сахарница, горох. Под дубом мох. | |||||||||
[х’] — хек, петухи, лопухи. Петухи боятся хитрой лисы. | |||||||||
[j] — яблоко, майка, сарай. Яша играет на балалайке. | |||||||||
[с] — самолет, лиса, ананас. Киска ест «Вискас». | |||||||||
[с’] — синица, персик, гусь. Сёма и Сеня тянут сети. | |||||||||
[ц] — цыпленок, курица, огурец. У курицы цыплята. | |||||||||
[з] — зайка, мимоза, динозавр. За забором коза и козлята. | |||||||||
[з'] – земляника, корзина, паровозик. У обезьяны зеленый бантик. | |||||||||
[ш] — шапка, груша, мышь. Лягушка в мышином горошке. | |||||||||
[ж] — желудь, баклажан, ножи. У Жанны и Жени желуди. | |||||||||
[ч] — чайник, кабачок, мяч. У Ванечки булочки с черемухой. | |||||||||
[щ] — щегол, овощи, плащ. В ящике три щенка. | |||||||||
[р] — ромашки, торт, помидор. В траве корзина. | |||||||||
[р'] — редис, перец, букварь. У Риммы репа и редиска. | |||||||||
[л] — лодка, кукла, стол. Володя и Мила в лодке. | |||||||||
[л’] — лимон, коляска, медаль. Лебеди летят над полями. |
Вывод:
|
|
|
|
-состояние звукопроизношения: отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков;
- нарушенная артикуляция в различных условиях произношения: изолировано; в открытых, закрытых слогах со стечением; в словах односложных, двухсложных, трёхсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в словах сложной слоговой структуры: с закрытыми слогами и со стечением согласных; во фразах, насыщенных проверяемым звуком; в связной речи (в потешках, стихах, текстах).
Слуховое внимание и восприятие.
Дифференциация контрастного звучания.
Задание (для всех возрастных групп).
Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), взрослый извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, взрослый вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал. Усложнение: определить звучание игрушки среди 4-5предъявленных.
Вывод:
- (не) правильно показывает звучащий инструмент,
-(не) правильно называет звучащий инструмент,
-(не) может определить направление звучания.
Определение направления звука.
Задание (для всех возрастных групп).
Взрослый за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание; определить, какие звуки слышаться из за ширмы (шуршание бумаги, льющаяся вода, звук упавшего карандаша, ключа).
Вывод.
-(не) правильно определяет направление звука;
-(не) правильно определяет (называет) модальность звука.
Восприятие и воспроизведение ритма.
Задания ( для всех возрастных групп ).
Простучать последовательно восемь ритмических рисунков
(// // /; /// / ///; // ////;/ /// // /; / //// ///; /// / //; // /// //; / /// ///)
Прослушать с выключенным зрением, а затем простучать за педагогом ритмические рисунки (/// //; // // ///; /// / /// /)
Определить ритм по ударному инструменту (бубен, треугольник, барабан) (прием «музыкальное эхо»).
Повтори услышанное (повтори, как стучат колеса поезда (ту-ту; ту-ту-ту; ту-ту-ту-ту; ту-ту-ту-ту-ту).