Триумфальная арка Генерального штаба была открыта 24 октября 1828 года. Она считается главным памятником Отечественной войне 1812 года. Весной 1819 года Карл Росси получил задание подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. Архитектор не ограничился приспособлением старых домов, стоявших на площади, для нового использования. Он создал грандиозную композицию: два корпуса, соединённые аркой, составляют вместе дугу общей длиной 580 метров, как бы обнимающую пространство, развернутое перед ними. Такое решение придало площади завершенность и подчеркнуло доминирующую роли зимнего дворца. Кульминацией композиции Главного штаба является триумфальная арка. Авторами монумента, кроме К. Росси, являются скульпторы С. Пименов и В. Демут - Малиновский. Им принадлежит скульптурное убранство арки. Кони, колесница и левый (со стороны площади) воин были вычеканены по моделям В. Демут - Малиновского, а фигура богини Ники и правый воин - по модели С. Пименова. Это была их первая совместная работа. Триумфальная арка состоит из трёх стоящих под углом друг к другу отдельных арок. Она переброшена над Большой Морской улицей. Повернув последний отрезок улицы, Росси вывел ее на площадь точно напротив центра фасада Зимнего дворца. У подножия арки на выступающих из стены пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов — арматуры. Над ними между колоннами стоят фигуры воинов, молодого и постарше: они олицетворяют разные поколения русских людей участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Выше статуй тоже размещены арматуры, но они выполнены в технике рельефа. Над ними мастерски вписаны рельефные изображения летящих Слав: лавровыми венками они как бы осеняют вернувшихся с войны героев. Великолепно завершение: на высоте 36 метров парит колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая богиня Слава, простирающая левой рукой штандарт33 над площадью. В правой руке богини — лавровый венок34. Арка Генерального штаба является самой совершенною постройкою Росси и всего русского классицизма.
|
|
И это далеко не все памятники русской архитектуры, посвященные войне 1812, ведь русские люди чтут прошлое и оставляют память о нем навсегда при помощи зодчих.