Слайд 16
Ведущий 2: Преподаватель Большеглушицкой музыкальной школы Александр Дмитриевич Милохранов – необычный человек. Он более сорока лет учил детей играть на баяне, был участником Большеглушицкого народного хора, концертмейстер хора ветеранов. Лауреатом и дипломантом музыкальных конкурсов разного уровня… И при этом Александр абсолютно ничего не видел.
Ведущий 1: Детство Александра Милохранова прошло в Казахстане в городке Гурьеве(ныне Атырау). Переболев в трехлетнем возрасте менингитом, он стал слепнуть. Заболевание дало серьезное осложнение на глазные нервы и вскоре окончательно лишило его зрения.
Вердикт врачей звучал однозначно: зрячим ребенку уже не быть. А малыш тем временем уже вовсю играл на гармошке. Отец, баянист-самоучка, купил четырехлетнему сыну хромку (один из видов русской гармони), показал азы и уже вскоре поражался, как мальчик все схватывает на лету.
Вскоре Сашу пригласили на местную елку, где он сыграл на гармошке...
К тому времени мальчик уже стал местной знаменитостью - его «крутили» по гурьевскому радио.
|
|
Ведущий 2: Впечатленные успехами сына, родители, поразмыслив, переехали в Оренбург. Там Саша стал учиться в школе для незрячих детей.
- В кружке баянистов я выучился нотной грамоте у слепого музыканта-фронтовика, - рассказывал Александр. - Обладая хорошим дискантом, стал солистом хора. Мы ездили на разные смотры-конкурсы.
Потом Саша самостоятельно освоил игру на домре и трубе. И не просто на уровне бренчания и дудения. Ему доверяли сложные партии в струнном и духовом школьных оркестрах.
Ведущий 1: После окончания школы встал вопрос о том, где продолжать обучение. Выяснилось, что в Курске есть музыкальное училище для незрячих. Туда принимали только из РСФСР, я же был из соседней республики. Но, преодолев все сложности, я поступил в училище и через четыре года окончил его с отличием».
В Курском музучилище для слепых он освоил кларнет и саксофон.
Ведущий 2: После окончания училища музыкант год отработал в самодеятельности, но тянуло его к преподаванию. Во время учебы на практике Саша с другими студентами занимался с детьми, ему это понравилось. Но куда пойти работать, где примут талантливого, но незрячего преподавателя? Знакомые посоветовали поехать в Куйбышев. В управление культуры решили помочь. Предложили кандидатуру Александра нескольким директорам музыкальных школ. Отказали все, кроме директора Большеглушицкой музыкальной школы.
Слайд 17
Игра на баяне
Слайд 18
Ведущий 1: Александр Дмитриевич был аккомпаниатором хора ветеранов войны и труда. Вот как об этом рассказывает Прилепкина Наталья Андреевна, руководитель хора:
|
|
“Мы долго думали, кого пригласить в качестве аккомпаниатора. Рассматривали даже вариант пения под фортепиано, но, в конце концов, решили позвать баяниста. Все же баян - действительно народный инструмент, - Александр Дмитриевич - человек незрячий. Однако это не мешало ему успешно аккомпанировать, настраивать хор на нужный лад”.
Слайд 19
Слайд книга Короленко «Слепой музыкант»
Ведущий 2: Александр Дмитриевич говорил: «Помните, у слепого героя Короленко представления об окружающем мире отливались в форме звуков. Для меня и образы, и ощущения, и мечты - это тоже звуки. Они мой поводырь по жизни, ведь у каждого живого существа, вещи и явления есть свое неповторимое звуковое поле. Слайд 20
Песня в исполнении Александра Милохранова
(на сайте А. Д. Милохранов Большая Глушица видео)
Слайд 21
Чтец: Слепой художник не видит света,
Зимой холодной рисует лето.
И на картине всё расцветает,
Когда снегами всё заметает.
Слепой художник рисует птицу,
Что в дом родимый не возвратиться.
Цветы рисует слепой художник,
Дорогу к счастью и подорожник.
Слепой художник мешает краски,
Но все картины как – будто в сказке.
Рисует солнце - и солнце светит,
Рисует ветер - и дует ветер!
Луна восходит, ночь наступает,
Но их художник не замечает.
Вся жизнь в потёмках, вся жизнь без света..
Как нарисуешь картину эту?
И пусть сумели его обидеть,
Отняли радость любимых видеть…
Опять рисует слепой художник -
Отнять надежду никто не сможет.
Отнять не смогут и веру в Бога,
И силу слов и тепло молитвы,
И крест с распятьем - Христа дорогу,
И боль за Божье кровопролитье.
Слайд 22
Ведущий 2: Сергей Анатольевич Поползин - художник, полностью потерявший зрение в возрасте 25 лет.
Родился Сергей в 1964 году в небольшом таежном посёлке Хабаровского края, что на Дальнем Востоке России. Жил с матерью. Отец трагически погиб. Сергей был, как все, но все же немножко другой. Часто мог слушать друзей, но думал о чем-то своем. Рисовал. Рисовал везде: дома, на уроках, на переменах. Вырос и окончил школу в Западно-сибирском городе Мариинск. Карандаши и краски как верные друзья всегда были с ним рядом, но о профессии художника серьезно задумываться он начал лишь в выпускном классе.
Ведущий 1: В 1982 году он, получив аттестат зрелости, едет в Иркутск и пытается поступить в художественное училище, но без предварительной подготовки первая попытка заканчивается неудачей.
Ведущий 2: Талант, данный свыше, страсть к творчеству, однажды вспыхнувшую в душе, невозможно угасить. Он снова едет в Иркутск, снова сдает экзамен в ставшее родным училище. Экзаменационная комиссия, видя достаточно высокий уровень его работ, зачисляет Сергея сразу на второй курс..
Ведущий 1: В 1989 году между некоторыми педагогами и Сергеем возникла трещина непонимания. Он бросает училище. Глухая стена непонимания и постоянные проблемы приводят к тому, что Сергей в порыве отчаяния и безысходности совершает попытку самоубийства, в результате чего он полностью потерял зрение.
Ведущий 2: Черная непроницаемая темнота окружила Сергея, но он не сдался. Желание творить, неистребимая тяга к прекрасному не оставили его. Через некоторое время, оправившись от тяжелых последствий травмы, он снова начал работать.
Теперь, находясь в абсолютной темноте, ему пришлось заново переосмысливать, как-то систематизировать и раскладывать по полочкам своего сознания весь багаж опыта, который он успел накопить, когда имел возможность пользоваться глазами. После трагедии у Сергея обострились слух, память, осязание. Оказалось, что он многое помнит до мельчайших деталей.
Слайд 23
Видео художник о своей работе
Слайд 24
Ведущий 1: Через год после трагедии друзья Сергея помогли ему организовать в зале Фонда Союза художников небольшую выставку. Это вызвало далеко не однозначную реакцию среди искусствоведов, признанных мастеров кисти и молодых художников. Было всё, от полного неприятия до откровенного удивления. Многие отказывались верить, что Сергей работает сам, без посторонней помощи. В его картинах поражали кажущаяся простота и лаконизм композиции, интересные цветовые сочетания и оттенки. Эта выставка дала Сергею сильный творческий импульс. Польские художники, бывшие в это время в Иркутске, сразу пригласили его в Польшу. Затем последовали приглашения от Московских галерей и музеев.
|
|
Ведущий 2: Удивительные картины Сергея Поползина принесли ему известность не только в России, но и во всем мире. Образы, цвета и чувства – все это живет на его картинах вместе. Его картины оптимистичны, поражают глубиной внутреннего содержания. Для художника человек и мир вокруг – единое целое. Картины притягивают к себе, заставляют думать. Вселяют уверенность, желание остановить миг жизни и любоваться им.
Ведущий 1: Его картины поражают нас яркими красками: белый снег, голубое небо, огненно-оранжевое пламя свечи, алые розы в черной ночи
Слайд25
/ «Синий пейзаж»,
Слайд 26
«Портрет огня»/.
Картины художника разножанровые: пейзажи, натюрморты, портреты, бытовая живопись, картины - символы / «Спасите наши души», «Путь», «Автопортрет»,
Слайд 27
«Клоун» /.
Ведущий 2: Можно ли видеть предметы с помощью звука?
(подождать ответ ребят)
Оказывается можно. Эдуард Нехаев, незрячий с рождения, на шоу «Удивительные люди» на канале «Россия 1» показал свои уникальные способности. Мужчина пощёлкал языком и смог безошибочно назвать четыре музыкальных инструмента.
Видео
Ведущий 1: Эдуард Нехаевне видит с рождения. Внутричерепное давление. Однако это совсем не мешает ему ориентироваться в полной темноте. Молодой человек говорит, что может видеть с помощью звука. Учёные называют это эхолокацией. Такой же метод используют летучие мыши и дельфины.
Ведущий 2: Когда мне было пять лет, со старшим братом, он тоже незрячий, играли с ребятами в догонялки. Они нас часто пытались перехитрить. Останавливались и думали, что мы их не найдём. Тогда старший брат начинал щёлкать языком, это помогало ему узнавать, где другие мальчишки. Я попробовал повторить это и понял, что от людей идёт своеобразный отзвук, который можно услышать, – вспоминает Эдуард.
|
|
Никакой литературы по эхо локации Эдуард не изучал. Он регулярно тренировался и со временем научился при помощи своих способностей определять предметы. Чтобы назвать вещь наверняка, Эдуард должен получить подсказку.
– Нужно знать, к какой категории относится предмет. Например, бытовая техника, игрушки, столовые приборы, – поясняет Нехаев.
Даже в незнакомом месте Нехаев может «увидеть» препятствие. В чужих квартирах и на курских улицах Эдуард безошибочно находит свободный путь с помощью цоканья, которое издаёт языком. Он слышит звук, который отражает предмет, и понимает, что перед ним – дерево, металл или стекло, а также определяет его размеры.
Ведущий 1: По словам Эдуарда, необычный талант развился у него благодаря музыкальному слуху. Мужчина играет на баяне, гитаре, гармошке, балалайке, синтезаторе. Пишет стихи и музыку, выступает на концертах и на улицах.
Видео
Ведущий 2: Сейчас Эдуард занимается любимым делом – музыкой. И собирается записать сингл из трёх композиций под названием «Возвращённый к жизни». А ещё он надеется, что сможет стать педагогом по эхо локации.
– Мне незрячего ученика обещали подыскать. Всё-таки не каждому человеку это под силу. Нужно очень хорошо различать звуки. У кого-то получается, у кого-то нет. Но я готов делиться опытом и продолжать нести в этот мир добро и помогать окружающим, – сказал Эдуард.
Слайд 28
Ведущий 1: Сегодня мы рассказали вам об удивительных, достойных восхищения людях. Очень часто незрячие люди видят больше и лучше тех, кто обладает даром зрения, потому что они смотрят не глазами, а душой.
Слайд 29
Диана Гурцкая «Молитва»
–
–