Государственная регистрация. Создание коммерческой организации представляет собой совокупность действий, направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования. Существуют три способа образования субъектов хозяйствования: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный.
Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается государственное унитарное предприятие.
Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и(или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа.
Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка.
|
|
Статус юридического лица приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке и направляются в доход местного бюджета.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования (коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах) производится облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским и Могилевским горисполкомами. Облисполкомы имеют право делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации деятельности субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы — соответствующим администрациям районов в городах.
До подачи в регистрирующий орган заявления для государственной регистрации один из учредителей создаваемой коммерческой организации должен согласовать в Управлении Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь наименование организации.
Прием документов регистрируемой организации осуществляется в присутствии собственника имущества или ее учредителей.
Для государственной регистрации юридического лица в соответствующий регистрирующий орган по месту нахождения предоставляются следующие документы:
|
|
1. Заявление, оформленное в установленном порядке.
2. Анкета установленного образца, предоставляемая каждым учредителем.
3. Решение о создании юридического лица (протокол собрания учредителей, копия приказа собственника), утвержденное собственником (собственниками) или уполномоченным им органом.
4. Учредительные документы (по два экземпляра копий устава и(или) учредительного договора).
5. Сведения об учредителях (участниках)-физических лицах: либо сведения с места работы (копия трудовой книжки, заверенная по основному (последнему) месту работы), либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо для неработающих — справка от органа занятости. Указанные сведения не представляются при создании ОАО.
6. Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица (лиц), выступающего в качестве учредителя (участника).
7. Документ, подтверждающий формирование уставного фонда (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада; заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд).
8. Документ, подтверждающий право на размещение коммерческой организации по месту нахождения.
9. Платежный документ, подтверждающий внесение установленной платы за регистрацию предприятия, которая взимается в сумме, эквивалентной 60 евро, а за внесение в его устав изменений — 15 евро.
Регистрирующий орган вправе запрашивать у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых организаций, а также о физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимые для решения вопроса о регистрации.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов.
В 15-дневный срок после государственной регистрации субъект хозяйствования обязан стать на учет в государственной налоговой инспекции по месту регистрации, а также в центре занятости населения, Фонде социальной защиты населения и Белгосстрахе.
После государственной регистрации юридическое лицо должно также заказать и получить круглую печать, угловой и другие штампы, открыть расчетный счет в банке.
Согласование наименования юридического лица. Прежде чем приступить к разработке учредительных документов организации, необходимо согласовать ее наименование (полное и сокращенное), что производится в Управлении Единого государственного регистра Министерства юстиции Республики Беларусь.
Не могут быть использованы в качестве наименований официальное название государства, наименование, использование которого противоречит общественной морали, собственные имена лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешение таких лиц (их наследников), псевдонимы известных лиц.
Учредительные документы. Учредительными документами являются устав и учредительный договор. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Кроме того, при создании юридического лица составляется протокол конференции (собрания) участников создаваемого предприятия или приказ (решение) учредителя. Наличие и состав учредительных документов определяется организационно-правовой формой субъекта хозяйствования.
В учредительных документах юридического лица обязательно предусматриваются:
|
|
1. Виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
2. Сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах).
3. Субсидиарная ответственность.
Устав представляет собой свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности.
Основными разделами устава могут быть:
1. Общие положения (юридический статус, местонахождение).
2. Цели, предмет и виды деятельности.
3. Участники организации и их доли в уставном фонде.
4. Уставный фонд и порядок его формирования.
5. Органы управления и контроля и их функции.
6. Порядок образования имущества и распределение доходов.
7. Права и обязанности участников.
8. Порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы.
9. Социальное обеспечение.
10. Организация, оплата и дисциплина труда.
11. Коммерческая тайна.
12. Прекращение деятельности организации, выход из состава участников.
Учредительный договор представляет собой документ, в котором договаривающиеся стороны (граждане, юридические лица, государственные органы управления и др.) определяют условия создания субъекта хозяйствования, размер первоначального взноса в уставный фонд, долю каждого из учредителей и другие вопросы. Он регламентирует условия создания предприятия: цели, задачи и пути осуществления будущей хозяйственной деятельности, состав участников и др.
Основными разделами учредительного договора могут быть:
1. Предмет договора.
2. Участники и их доли в уставном фонде.
3. Уставный фонд и порядок его формирования.
4. Порядок рассмотрения споров и разногласий.
5. Срок действия договора.
6. Порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы.
7. Прекращение договора.
|
|
8. Адреса, паспортные данные и подписи участников.
Формирование уставного фонда. При создании коммерческой организации в порядке, установленном законодательством, формируется уставный фонд этой организации, размер которого в настоящее время должен быть не менее минимального размера, указанного в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Формирование уставных фондов коммерческих организаций
Организационно-правовая форма | Аббревиатура на русском языке | Минимальный размер уставного фонда, евро | Формирование фонда к моменту государственной регистрации |
Открытое акционерное общество | ОАО | Полностью | |
Закрытое акционерное общество | ЗАО | Полностью | |
Общество с ограниченной ответственностью | ООО | 50%* | |
Общество с дополнительной ответственностью | ОДО | 50%* | |
Полное товарищество | ПТ | 50%* | |
Коммандитное товарищество | КТ | 50%* | |
Республиканское унитарное предприятие | РУП | Полностью | |
Коммунальное унитарное предприятие | КУП | Полностью | |
Частное унитарное предприятие | ЧУП | Полностью |
* Оставшаяся часть уставного фонда подлежит формированию в течение первого года деятельности коммерческой организации.
Уставный фонд коммерческих организаций может формироваться в двух формах — денежной и неденежной. Для формирования уставного фонда в денежной форме в учреждении банка открывается временный расчетный счет, который после государственной регистрации предприятия закрывается. Неденежным вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
РАЗДЕЛ 2