Порядок создания предприятия

Государственная регистрация. Создание коммерческой организации представляет собой совокупность действий, на­правленных на приобретение статуса субъекта хозяйствова­ния. Существуют три способа образования субъектов хозяй­ствования: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный.

Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполно­моченного им органа. Например, приказом министерства со­здается государственное унитарное предприятие.

Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и(или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответ­ствующего государственного либо иного органа.

Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридичес­кие лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет со­блюдение установленного порядка.

Статус юридического лица приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном законо­дательством Республики Беларусь. Занятие предпринимательс­кой деятельностью без государственной регистрации запрещает­ся. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке и направляются в доход местного бюджета.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования (коммерческих организаций и индивидуальных предприни­мателей, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, субъек­тов хозяйствования в свободных экономических зонах) производится облисполкомами, Брестским, Витебским, Го­мельским, Гродненским, Минским и Могилевским горис­полкомами. Облисполкомы имеют право делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и лик­видации деятельности субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам, а указан­ные горисполкомы — соответствующим администрациям районов в городах.

До подачи в регистрирующий орган заявления для государственной регистрации один из учредителей создавае­мой коммерческой организации должен согласовать в Управ­лении Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь наименование организации.

Прием документов регистрируемой организации осуществ­ляется в присутствии собственника имущества или ее учреди­телей.

Для государственной регистрации юридического лица в соответствующий регистрирующий орган по месту нахожде­ния предоставляются следующие документы:

1. Заявление, оформленное в установленном порядке.

2. Анкета установленного образца, предоставляемая каж­дым учредителем.

3. Решение о создании юридического лица (протокол собра­ния учредителей, копия приказа собственника), утвержденное собственником (собственниками) или уполномоченным им органом.

4. Учредительные документы (по два экземпляра копий ус­тава и(или) учредительного договора).

5. Сведения об учредителях (участниках)-физических ли­цах: либо сведения с места работы (копия трудовой книжки, заверенная по основному (последнему) месту работы), либо ко­пия пенсионного удостоверения, заверенная органами соци­ального обеспечения по месту жительства, либо для неработаю­щих — справка от органа занятости. Указанные сведения не представляются при создании ОАО.

6. Нотариально заверенные копии документов, подтвержда­ющих государственную регистрацию юридического лица (лиц), выступающего в качестве учредителя (участника).

7. Документ, подтверждающий формирование уставного фон­да (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада; заключение экспертизы о достоверности оценки имуще­ства в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд).

8. Документ, подтверждающий право на размещение ком­мерческой организации по месту нахождения.

9. Платежный документ, подтверждающий внесение уста­новленной платы за регистрацию предприятия, которая взи­мается в сумме, эквивалентной 60 евро, а за внесение в его ус­тав изменений — 15 евро.

Регистрирующий орган вправе запрашивать у государ­ственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых орга­низаций, а также о физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимые для решения вопроса о регистрации.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов.

В 15-дневный срок после государственной регистрации субъект хозяйствования обязан стать на учет в государствен­ной налоговой инспекции по месту регистрации, а также в цен­тре занятости населения, Фонде социальной защиты населе­ния и Белгосстрахе.

После государственной регистрации юридическое лицо дол­жно также заказать и получить круглую печать, угловой и дру­гие штампы, открыть расчетный счет в банке.

Согласование наименования юридического лица. Прежде чем приступить к разработке учредительных документов орга­низации, необходимо согласовать ее наименование (полное и сокращенное), что производится в Управлении Единого госу­дарственного регистра Министерства юстиции Республики Беларусь.

Не могут быть использованы в качестве наименований офи­циальное название государства, наименование, использование которого противоречит общественной морали, собственные имена лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешение таких лиц (их наследни­ков), псевдонимы известных лиц.

Учредительные документы. Учредительными документами являются устав и учредительный договор. Учредительный до­говор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Кроме того, при создании юридического лица составляется протокол конференции (собрания) участников создаваемого предприятия или приказ (решение) учредителя. Наличие и состав учредительных документов определяется организаци­онно-правовой формой субъекта хозяйствования.

В учредительных документах юридического лица обяза­тельно предусматриваются:

1. Виды деятельности в соответствии с Общегосударствен­ным классификатором видов экономической деятельности, перечень видов деятельности, на осуществление которых тре­буется лицензия.

2. Сведения об обособленных подразделениях коммерчес­кой организации (представительствах, филиалах).

3. Субсидиарная ответственность.

Устав представляет собой свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений, их вза­имоотношения с другими организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, их права и обязанности в опре­деленной сфере хозяйственной деятельности.

Основными разделами устава могут быть:

1. Общие положения (юридический статус, местонахож­дение).

2. Цели, предмет и виды деятельности.

3. Участники организации и их доли в уставном фонде.

4. Уставный фонд и порядок его формирования.

5. Органы управления и контроля и их функции.

6. Порядок образования имущества и распределение доходов.

7. Права и обязанности участников.

8. Порядок внесения изменений и дополнений в учреди­тельные документы.

9. Социальное обеспечение.

10. Организация, оплата и дисциплина труда.

11. Коммерческая тайна.

12. Прекращение деятельности организации, выход из со­става участников.

Учредительный договор представляет собой документ, в котором договаривающиеся стороны (граждане, юридичес­кие лица, государственные органы управления и др.) опре­деляют условия создания субъекта хозяйствования, размер первоначального взноса в уставный фонд, долю каждого из учредителей и другие вопросы. Он регламентирует условия создания предприятия: цели, задачи и пути осуществ­ления будущей хозяйственной деятельности, состав участ­ников и др.

Основными разделами учредительного договора могут быть:

1. Предмет договора.

2. Участники и их доли в уставном фонде.

3. Уставный фонд и порядок его формирования.

4. Порядок рассмотрения споров и разногласий.

5. Срок действия договора.

6. Порядок внесения изменений и дополнений в учреди­тельные документы.

7. Прекращение договора.

8. Адреса, паспортные данные и подписи участников.

 

Формирование уставного фонда. При создании коммер­ческой организации в порядке, установленном законодатель­ством, формируется уставный фонд этой организации, размер которого в настоящее время должен быть не менее минимального размера, указанного в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Формирование уставных фондов коммерческих организаций

 

  Организационно-правовая форма Аббревиатура на русском языке Минимальный размер уставного фонда, евро Формирование фонда к моменту государственной регистрации
Открытое акционерное общество ОАО   Полностью
Закрытое акционерное общество ЗАО   Полностью
Общество с ограниченной ответственностью ООО   50%*
Общество с дополнительной ответственностью ОДО   50%*
Полное товарищество ПТ   50%*
Коммандитное товарищество КТ   50%*
Республиканское унитарное предприятие РУП   Полностью
Коммунальное унитарное предприятие КУП   Полностью
Частное унитарное предприятие ЧУП   Полностью

 

* Оставшаяся часть уставного фонда подлежит формированию в течение первого года деятельности коммерческой организации.

Уставный фонд коммерческих организаций может форми­роваться в двух формах — денежной и неденежной. Для фор­мирования уставного фонда в денежной форме в учреждении банка открывается временный расчетный счет, который после государственной регистрации предприятия закрывается. Не­денежным вкладом в уставный фонд коммерческой организа­ции могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

 

РАЗДЕЛ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: