В отечественной правовой науке в последние годы при характеристике государств, в том числе и возникших на постсоветском пространстве, активно используется понятие «социальное государство». Оно с разными модификациями и в разных словосочетаниях воспринято и конституциями государств СНГ[55]. Однако и в теории, и даже в конституционной практике использование этих понятий не всегда однозначно. Так, в конституционном праве термин и понятие «социальное государство» употребляются либо как общая характеристика современного государства[56], либо как конституционная характеристика российского государства[57], либо как одна из характеристик конституционных основ гражданского общества и государства[58], либо как одна из харак-ристик государства как института конституционного права[59], либо как один из главных устоев (основ) современного сударства[60], либо как один из основных принципов конституционного строя[61], либо как конечная цель развития государства[62], либо даже для обозначения исторического типа государства, а то и вовсе не упоминаются при анализе и обозначении сущностных характеристик государства[63].
Подчеркнем, что идее «социального государства» предшествовали идея и практика «правового государства». Если зарождение концепции и практики «правового государства» связано с появлением и признанием «первого поколения» прав человека — гражданских и политических прав, то