родная среда является основой жизни людей; государство как территориальная организация суверенной, обладающей аппаратом управления и принуждения, легитимной власти менее чувствительна к состоянию окружающей среды.
В-шестых, формулировки ст. 57 и ч. 3 ст. 59 Конституции РФ указывают также на учет интересов обязанных лиц: этот интерес в первом случае представлен запретом обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков; в другом — индивидуальными особенностями гражданина РФ, связанными с его убеждениями или вероисповеданием.
В-седьмых, публичные конституционные обязанности могут быть разделены на однократно исполняемые (несение военной службы по призыву (ч. 2 ст. 59), несение альтернативной гражданской службы (ч. 3 ст. 59)); периодически исполняемые (уплата налогов (ст. 57)); ситуационно исполняемые (уплата сборов (ст. 57)); перманентно исполняемые (сохранение природы и окружающей среды (ст. 58)); чрезвычайно исполняемые (защита Отечества (ч. 1 ст. 59)).
|
|
На объем и механизм реализации публичных конституционных обязанностей оказывают известное влияние международные договоры, стороной которых является Российская Федерация. Так, Российская Федерация заключает договоры с другими государствами об избежании двойного налогообложения граждан этих государств на территории друг друга[76]; о коллективной безопасности[77]; о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды[78].
Отметим, что соблюдение Конституции и действующих законов, закрепленное в качестве обязанности в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содей-
ствовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана государственного суверенитета, обороноспособности.
Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. К их числу, например, относятся Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г., Федеральный закон от 31 июля 1998 г. М° 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N° 52-ФЗ «0 животном мире».
|
|
Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.
В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.
Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской