Глава 6. Конституционные основы правового статуса личности. /205

родная среда является основой жизни людей; государство как территориальная организация суверенной, обладающей аппаратом управления и принуждения, легитимной власти менее чувствительна к состоянию окружающей среды.

В-шестых, формулировки ст. 57 и ч. 3 ст. 59 Конститу­ции РФ указывают также на учет интересов обязанных лиц: этот интерес в первом случае представлен запретом обрат­ной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухуд­шающих положение налогоплательщиков; в другом — ин­дивидуальными особенностями гражданина РФ, связанны­ми с его убеждениями или вероисповеданием.

В-седьмых, публичные конституционные обязанности могут быть разделены на однократно исполняемые (несение военной службы по призыву (ч. 2 ст. 59), несение альтерна­тивной гражданской службы (ч. 3 ст. 59)); периодически исполняемые (уплата налогов (ст. 57)); ситуационно испол­няемые (уплата сборов (ст. 57)); перманентно исполняемые (сохранение природы и окружающей среды (ст. 58)); чрез­вычайно исполняемые (защита Отечества (ч. 1 ст. 59)).

На объем и механизм реализации публичных конститу­ционных обязанностей оказывают известное влияние меж­дународные договоры, стороной которых является Российс­кая Федерация. Так, Российская Федерация заключает до­говоры с другими государствами об избежании двойного на­логообложения граждан этих государств на территории друг друга[76]; о коллективной безопасности[77]; о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды[78].

Отметим, что соблюдение Конституции и действующих законов, закрепленное в качестве обязанности в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, не ограничивается требованием не нару­шать их предписаний. Каждый гражданин должен содей-

 

ствовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.

Конституционно закреплена обязанность каждого пла­тить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В усло­виях свободы предпринимательства, различных форм эко­номической деятельности, наличия различных не контро­лируемых и не учитываемых государством источников до­ходов уплата налогов связана с инициативой человека, обя­занного сообщать о своих доходах в налоговые службы, за­полнять декларации о доходах. От добровольного исполне­ния этой обязанности в значительной мере зависит возмож­ность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана государствен­ного суверенитета, обороноспособности.

Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохра­нять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обита­ния человеческого общества в век научно-технического про­гресса требует особых мер охраны. За последнее время при­нят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. К их числу, например, относятся Феде­ральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха», Водный кодекс Российской Федера­ции от 16 ноября 1995 г., Федеральный закон от 31 июля 1998 г. М° 155-ФЗ «О внутренних морских водах, террито­риальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N° 52-ФЗ «0 жи­вотном мире».

Обязанностью гражданина является соблюдение установ­ленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.

В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воин­скую службу в соответствии с федеральным законом. Феде­ральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменени­ями и дополнениями) определяет условия прохождения во­енной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Феде­рации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки служ­бы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституция Российской Федерации закрепляет возмож­ность замены военной службы альтернативной гражданской


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: