Классификация институтов

Неформальные

Институты

Формальные

Неформальные институты – возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которая называется культурой. Такие правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными законами. Неформальные институты пронизывают и всю современную экономику. Неформальные институты являются:

  1. продолжением, развитием и модификацией формальных правил;
  2. социально санкционированными нормами поведения;
  3. внутренними, обязательными для выполнения стандартами.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика (этика - совокупность норм поведения, действующих в определенной общественной группе: парламентская, врачебная, этика ученых). Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Формальные институты – правила, закрепленные законом. В структуре формальных институтов выделят:

  1. политические институты – определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля за их выполнением;
  2. формальные экономические институты – в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они устанавливают права собственности, т.е. пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов;
  3. системы контрактации – способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами, определяют условия соглашения между покупателями и поставщиками, которые зависят от трех факторов: цены, специфичности активов и гарантий. Институты контрактации являются базовыми институтами институциональной структуры любой экономической системы.

Институты

Мягкие Жесткие

Жесткие институты – это правовые нормы, они закреплены законом и предполагают принуждение. Они стоят над человеком. Согласие человека на их выполнение не требуется. Даже если фактическое принуждение не применяется, формально оно всегда имеется в виду.

Например, это законы и другие акты гос. власти, хотя наличие государства не обязательно предполагается. Существует множество «неформальных» правовых норм, за которыми не стоит государство. Одна из них – «теневое право» в советской экономике.

Мягкие институты – это обычаи, правила этикета, корпоративной и сословной чести и т.п.

- это условные правила, которые предполагают согласие человека принять их, то есть характеризуются моментом добровольности, а не моментом принуждения.

Обычай – традиционно зафиксированный стереотип поведения, который разделяется многими или большинством в группе.

Как обычаи соотносятся с законом? Здесь можно выделить три зоны, где:

1. Обычай совпадает с законом. Общеизвестно, что у цивилизованных народов нет ни одного обычая, согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком (исключение – обычай кровной мести у горцев).

2. Обычай нейтрален по отношению к закону, т.е. он не противоречит закону, он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит. Например, обычай гостеприимства. Нет закона, который бы гласил: если к вам пришли гости, то вы обязаны накормить и напоить их. А гости обязаны съесть и выпить все, что им предложено, иначе они нанесут смертельную обиду хозяевам. Однако закон и не запрещает этого.

3. Обычай совпадает с законом, т.е. он покрывает сферу деятельности, которую закон запрещает. В 1932г. правительство СССР приняло Указ, по которому была возбуждена масса уголовных дел в отношении голодных крестьян, собиравших поле оставшиеся после механизированной уборки урожая колоски. Крестьян осуждали на 5-10 лет (так называемый срок за «колоски). В то же время вышла книжка А.Барто, в которой были такие строки: «Папа мне принес с работы настоящую пилу». Как такая книжка могла выйти в то, время, когда существовала жесткая цензура, идеологический отдел ЦК, Главлит? Ну, принес пролетарий домой пилу, может, он ее показать ребенку хотел.

Эти примеры относятся к столь распространенному в нашей стране обычаю что-то нести с производства. Так, все понимают, что отучить работника мясокомбината или хлебозавода от, того, чтобы он мясо или хлеб домой носил очень трудно. Поэтому работникам стали выдавать готовую продукцию, но в ограниченном количестве. Понятно, что брать чужое законом запрещено, однако руководство смиряется с этим обычаем и старается минимизировать потери.

  • Существуют также зоны, где действуют только жесткие институты (законы), а мягкие (обычаи) не действуют. Например, очевидно, что налоги платить надо, и все же многие люди стараются избежать этого. У нас нет обычая, который бы осуждал тех, кто платить налоги не желает. Уплата налогов воспринимается как личное дело каждого.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: