КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.
Медицинские критерии
К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уровень физического развития и состояние здоровья.
Определение уровня физического развития
Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процессы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Физическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факторами.
При оценке физического развития, как правило, проводят определение трех основных показателей:
длины тела (рост сидя и стоя);
массы тела;
окружности грудной клетки.
Рост стоя измеряется с помощью деревянного или складного металлического ростомера. Ребенок должен стоять прямо, касаясь ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, расправив грудь, подобрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной.
|
|
Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на откидывающейся скамейке ростомера. Ребенок должен касаться стойки ростометра ягодицами и межлопаточной областью, держа голову в описанном выше положении.
Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах.
Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой при глубоком вдохе, полном выдохе и паузе (в последнем случае обследуемого нужно отвлечь посторонним разговором). Лента должна плотно прилегать к телу, но не стягивать его. Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди — у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез — на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудиной.
Наряду с определением признаков физического развития ребенка целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.
Частота сердечных сокращений определяется путем подсчета пульса на лучевой артерии за 1 мин.
Артериальное давление измеряется тонометром после того, как исследуемый не менее часа находился в покое. Ребенок должен лежать или сидеть в удобном положении, расположив руку на уровне сердца. Ширина манжетки тонометра должна составлять 2/3 длины плеча.
Жизненная емкость легких определяется при помощи водяного или сухого спирометра: исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спирометра и сделать максимальный выдох. Измерение повторяют несколько раз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха.
|
|
Мышечная сила кисти измеряется динамометром, который должен удобно помещаться в ладони. Вытянув прямую руку вперед или в сторону, исследуемому нужно произвести максимальное сжатие динамометра. Измерение проводят не менее трех раз и учитывают максимальный результат. Мышечная сила определяется для каждой руки отдельно.
Таблица 10.1. Схема комплексной оценки состояния здоровья детей
Группа | Отклонения | Профилактические мероприятия заболеваний |
1. Клинически здоровые дети | Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физическим развитием, редко болеющие | Профилактическое привитие навыков физической культуры, соблюдение гигиенических правил |
2. Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функциональными отклонениями | Гипертрофия миндалин без ангин; увеличение щитовидной железы I-II степени; систолический шум; единичный кариес; экстрасисто- лия (аритмия сердца); гипо- и гипертония | Обследования, врачебное наблюдение, повышение неспецифического иммунитета, лечебнофизкультурные мероприятия |
3. Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме | Ряд хронических заболеваний в компенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткого поликлинического лечения | Своевременная диагностика, лечение и профилактика обострений. Санаторно-курортное лечение |
4. Дети с хроническими заболеваниями | Хронические заболевания, требующие длительного лечения и диспансеризации | Постоянное наблюдение у врача-специалиста. Санаторно-курортное лечение |
5. Больные дети с явными клиническими и функциональными нарушениями | Существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе | Постоянное наблюдение у врача- специалиста и медицинский учет по показаниям |
Выделяют четыре группы физического развития:
Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту: от М - 1а до М + 2а*.
Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М - 1а.
Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а).
Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М - 2а).
Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных исследований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной массой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая задержка развития, а у вторых — элементарное ожирение.
Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество полных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).
Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления показателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона.
Оценка состояния здоровья
Существует схема комплексной оценки состояния здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1).
Психолого-педагогические критерии
Ориентировочными критериями готовности детей к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического восприятия; степень психосоциальной зрелости.
|
|
Уровень школьной зрелости
Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости.