Комплексная диагностика уровня развития ребенка. Готовность к обучению

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицин­ские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии

К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уро­вень физического развития и состояние здоровья.

Определение уровня физического развития

Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процес­сы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Фи­зическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факто­рами.

При оценке физического развития, как правило, проводят определение трех ос­новных показателей:

длины тела (рост сидя и стоя);

массы тела;

окружности грудной клетки.

Рост стоя измеряется с помощью деревянного или складного металлического ростомера. Ребенок должен стоять прямо, касаясь ростомера пятками, ягодица­ми, межлопаточной областью, расправив грудь, подобрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной.

Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на откидывающейся скамейке рос­томера. Ребенок должен касаться стойки ростометра ягодицами и межлопаточной областью, держа голову в описанном выше положении.

Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой при глубоком вдохе, полном выдохе и паузе (в последнем случае обследуемого нужно отвлечь посторонним разговором). Лента должна плотно прилегать к телу, но не стягивать его. Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди — у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез — на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудиной.

Наряду с определением признаков физического развития ребенка целесообраз­но исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокра­щений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

Частота сердечных сокращений определяется путем подсчета пульса на лу­чевой артерии за 1 мин.

Артериальное давление измеряется тонометром после того, как исследуемый не менее часа находился в покое. Ребенок должен лежать или сидеть в удобном положении, расположив руку на уровне сердца. Ширина манжетки тонометра должна составлять 2/3 длины плеча.

Жизненная емкость легких определяется при помощи водяного или сухого спирометра: исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спи­рометра и сделать максимальный выдох. Измерение повторяют несколько раз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха.

Мышечная сила кисти измеряется динамометром, который должен удобно помещаться в ладони. Вытянув прямую руку вперед или в сторону, исследуемому нужно произвести максимальное сжатие динамометра. Измерение проводят не менее трех раз и учитывают максимальный результат. Мышечная сила определя­ется для каждой руки отдельно.

 

Таблица 10.1. Схема комплексной оценки состояния здоровья детей

Группа Отклонения Профилактические мероприятия заболеваний
1. Клинически здоровые дети Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физичес­ким развитием, редко болеющие Профилактическое привитие навыков физической культуры, соблюдение гигиенических правил
2. Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функ­циональными отклонениями Гипертрофия миндалин без ангин; увеличение щитовидной железы I-II степени; систолический шум; единичный кариес; экстрасисто- лия (аритмия сердца); гипо- и гипертония Обследования, врачебное на­блюдение, повышение неспеци­фического иммунитета, лечебно­физкультурные мероприятия
3. Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме Ряд хронических заболеваний в ком­пенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткого поликлинического лечения Своевременная диагностика, лечение и профилактика обост­рений. Санаторно-курортное лечение
4. Дети с хроническими заболеваниями Хронические заболевания, требую­щие длительного лечения и диспан­серизации Постоянное наблюдение у врача-специалиста. Санаторно-курортное лечение
5. Больные дети с явными клиническими и функциональ­ными нарушениями Существенные отклонения в со­стоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе Постоянное наблюдение у врача- специалиста и медицинский учет по показаниям

Выделяют четыре группы физического развития:

Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клет­ки соответствуют росту: от М - 1а до М + 2а*.

Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М - 1а.

Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а).

Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М - 2а).

Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюде­нии и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных иссле­дований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной массой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая задержка развития, а у вторых — элементарное ожирение.

Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество пол­ных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).

Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления по­казателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона.

Оценка состояния здоровья

Существует схема комплексной оценки состояния здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1).

Психолого-педагогические критерии

Ориентировочными критериями готовности детей к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического восприятия; степень психосоци­альной зрелости.

Уровень школьной зрелости

Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и де­ятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психо­логов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивиду­альной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: