Суточные ритмы биохимических процессов и физиологических функций строго организованы, т. е. биоритмы согласованы во времени, или синхронны. Например, ЧСС и частота дыхания соотносятся как 4: 1 (72: 18, 80: 20). Именно это соотношение обеспечивает оптимальное снабжение тканей кислородом и согласуется с ритмами обмена веществ.
Согласно такой организованности биоритмов, существуют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы, которые играют роль «датчиков времени». Так, у спелеологов (более 100 человек), которые находились в пещерах в условиях полной изоляции от внешних «датчиков времени» (смены освещения, трудовой деятельности, информации о событиях во внешнем мире и т. д.) изменялось субъективное ощущение времени и цикл сон - бодрствование. Например, у одного спелеолога длительность бодрствования продолжалась 45 ч, а сон — 20 ч, а он оценил бодрствование в 14 ч, сон — в 8-10 ч. Такая десинхронизация ритмов объясняется наличием эндогенных и экзогенных механизмов, которые определяют ритмическую структуру функций живого организма.
|
|
Существует несколько теорий о природе эндогенных и внутренних факторах. В 1976 г. была разработана хрононгипотеза, согласно которой в структуре ДНК есть участок — «хронон», контролирующий биоритмы. Согласно же мультиосцил- ляторной модели биоритмов (лат. multi — много, oscillatio — колебание), в организме существует множество водителей ритма — пейсмейкеров (англ. расе — скорость, темп, make — делать). Они генерируют колебания, т. е. являются осцилляторами. Пейсмейкеры могут находиться как в клетках органов, так и вне функционирующих клеток.
Общая синхронизация осуществляется внешними факторами. К ним относятся геофизические факторы: фотопериоды (день-ночь), колебания геомагнитного поля Земли, значительные изменения температуры среды и др.
Для современного человека большое значение имеет изменение филогенетически сложившегося стереотипа. Человек — существо дневной активности, но в современных условиях он нередко вынужден работать в ночную смену. Из-за дефицита времени у человека решение многих бытовых проблем переносится на вечерние и ночные часы. Такие социальные факторы изменяют эволюционно свойственные человеку биоритмические процессы.
Таким образом, живым организмам свойственна наследственно закрепленная цикличность многих физиологических процессов, т. е. биоритмы имеют эндогенную природу. Однако в организации колебательных процессов в организме, в их интеграции, большую роль играют экзогенные факторы: геофизические (для животных и человека) и социальные (для человека).
|
|
Нервные и гуморальные механизмы ритмической организации физиологических функций
В процессе эволюции выработались сложные механизмы нервной и гуморальной регуляции биоритмов, их оптимальная синхронизация. Наиболее изучены механизмы регуляции циркадианных биологических ритмов, которые возникают в результате суточных колебаний освещенности и других геофизических факторов.
Запуск циркадианных колебаний и их взаимосвязь осуществляется деятельностью центрального нервного механизма, который выполняет пейсмейкерную функцию. Для реализации действия центрального пейсмейкера, передачи его «команд» к органам и тканям необходимо участие гуморального, прежде всего гормонального, звена регуляции.
Свет является основным фактором, который определяет деятельность суп- рахиазматических ядер (СХЯ) как биологических часов. Информация о световом режиме поступает в СХЯ из сетчатки глаза. Они получают также сигналы от других отделов мозга (афферентные входы) и посылают импульсы к различным мозговым структурам (эфферентные входы). Через эфферентные пути СХЯ участвуют в регуляции ритмической деятельности эндокринной системы, кровообращения, пищевого поведения и других функций.
Другой структурой, важной для ритмической организации функций, является эпифиз, или шишковидная железа. Эпифиз — нейроэндокринный трансдуктор, т. е. орган, передающий информацию об освещенности среды от нервной системы к эндокринной. В клетках эпифиза синтезируется биологически активное вещество — мелатонин. Активность синтеза мелатонина зависит от времени суток: в темную фазу суток он максимален, в светлую — минимален. Вырабатываемый эпифизом мелатонин поступает в гипоталамус. Таким образом, через мелатонин СХЯ связаны с гипоталамусом, в частности, с его нейросекреторными клетками, вырабатывающими нейрогормоны и регулирующими гормональную функцию передней доли гипофиза. Мелатонин тормозит гипоталамическую нейросекрецию, что, в свою очередь, снижает выработку тропных гормонов гипофиза и вызывает уменьшение активности периферических желез внутренней секреции.
Биоритмологическая индивидуальность
У людей и животных установлена биоритмологическая индивидуальность, которая определяется генотипическими особенностями эндогенных пейсмейкеров и различиями реакции на действие внешних факторов.
Среди людей существуют жаворонки и совы, т. е. люди, у которых акрофаза биоритмов приходится на утро или вечер соответственно.
У жаворонков более высокая работоспособность в утреннее время. Они ложатся спать и просыпаются в среднем на 2 ч раньше сов, их сон от ночи к ночи более стабилен. У сов работоспособность более высокая вечером и ночью.
Существуют разные методики выявления биоритмологической индивидуальности: измерение температуры тела, ЧСС, дыхания, уровня обмена веществ в течение суток.
ДЕСИНХРОНОЗЫ
Десинхронозы — нарушение согласования внешних (природных, социальных) и внутренних биологических ритмов, а также рассогласование различных биологических ритмов между собой. Различают десинхроноз острый и хронический, явный и скрытый, тотальный и частичный. Причинами десинхронозов могут быть:
развитие стрессовой реакции на необычный по силе и качеству стимул (эмоциональный или физический, а также переутомление и заболевание);
перемещения человека на большие расстояния воздушным транспортом;
ночная работа.
При быстрых трансмеридиальных перемещениях десинхронозы развиваются чаще, если разница во времени между пунктами отправления и прибытия составляет 2-3 ч и более. При этом нарушаются различные биоритмы, которые затем восстанавливаются в разное время. Раньше нормализуются сон и бодрствование, восстанавливаются простые психомоторные реакции, позднее — ряд висцеральных функций, работоспособность, обмен веществ и эндокринные функции. Последние восстанавливаются лишь через 2-3 месяца. При десинхронозе возникает ощущение дискомфорта и тревожности, повышается вероятность развития неврозов, острых респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. Десинхроноз может быть неспецифическим проявлением большинства патологических состояний организма, а его исчезновение свидетельствует о выздоровлении.
|
|
Для предупреждения десинхроноза людям, которые вынуждены часто трансме- ридиально перемещаться, следует придерживаться следующих советов:
постараться не работать в течение суток до и после полета;
прилетать на заседание, конференцию накануне, а не в день их начала;
меньше курить и употреблять алкоголь в дни командировок (то и другое вызывает стресс, углубляет десинхроноз);
избегать употребления жареных и жирных блюд (органы пищеварения при десинхронозе особенно страдают);
иметь при себе легкие слабительные и успокаивающие средства;
носить удобную одежду и обувь.
Причиной десинхроноза может быть также сменная и сверхурочная работа. К примеру, у каждой второй беременной женщины, работающей сверхурочно или ночью, рождаются недоношенные дети, заболеваемость и смертность у таких детей повышены. Люди, работающие в три смены, чаще страдают язвенной болезнью и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
К сменной и сверхурочной работе нужно адаптироваться. При адаптации необходимо учитывать состояние организма и уровень здоровья.
Около 20 % людей не могут адаптироваться к сменному труду. Жаворонки хуже переносят такие условия и чаще болеют. За рубежом для работы ночью привлекают в основном сов, биоритмологические особенности людей учитывают и при заселении общежитий.
Адаптация к сменной работе облегчается, во-первых, рациональным чередованием рабочих смен. Наиболее оптимальный следующий цикл: два дня — утренние, два дня — вечерние смены, выходной, два ночных дежурства, выходной. Мягкий для организма — шестичасовой «шаг» перехода от одной смены к другой, а наилучший график сменной работы — четыре смены по шесть часов.
|
|
Десинхронозы, вызванные сменной работой, также можно предупредить: организацией отдыха не только после работы, но и перед ее началом; увеличением доли белка в пищевом рационе; умеренной физической нагрузкой.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ
Умственная работоспособность человека — результат интеграции внутрикорковых процессов и многих физиологических функций, происходящих в организме при выполнении умственной работы. Напряженная умственная работа невозможна без высокого уровня функционирования кровообращения, обмена веществ и др. Соответственно должна повышаться степень напряжения регуляторных механизмов, мобилизовываться функциональный резерв. В разное время суток этот резерв неодинаков. Следовательно, для оптимальной адаптации организма к условиям существования необходима синхронизация биоритмов функции коры больших полушарий головного мозга и вегетативных функций. Таким образом, рациональная организация труда и учебного процесса должна базироваться на учете биоритмов школьников. Акрофаза умственной работоспособности приходится на 10 ч 30 мин, а акрофазы циркадианных ритмов температуры тела и ряда показателей сердечно-сосудистой системы — на 12 ч 30 мин. Если учебный процесс совпадает с биоритмологическим оптимумом, то продуктивность умственной работы будет максимальной.
Совмещение учебных занятий со временем оптимума физиологических функций детей в течение суток возможно только при правильном составлении расписания и рациональном распределении домашних заданий.
Существующая в школах организация учебного процесса не позволяет совмещать биоритмы психических и соматических функций учащихся. Неправильное построение режима дня школьников и учебные перегрузки часто приводят к развитию десинхроноза. Для его профилактики необходимо, чтобы в часы учебных занятий была обеспечена стойкая акрофаза физиологических функций. Достичь этого можно с помощью освещения, которое является важнейшим естественным синхронизатором биоритмов, и двигательной активности.
Для сохранения здоровья школьников, профилактики утомления и десинхроноза необходимо соблюдать достаточный объем двигательной активности в часы учебных занятий. Объем дневной двигательной активности составляет 1500025000 локомоций. Примерно 1/3 этого объема должна реализовываться в учебное время за счет увеличения количества уроков физической культуры и организации двигательной активности во время перемены. 2/3 двигательной активности могут быть реализованы во второй половине дня за счет участия в спортивно-массовой работе и физическом труде в свободное от занятий время.