Организационно-управленческие причины конфликтов


 

Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Мало того, она и создается под соответствующие задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

Чем больше структура организации не соответствует деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно она функционирует, тем больше межличностных и меж-групповых конфликтов возникает в ее коллективах.

Несоответствие структуры организации по решаемым задачам возникает по двум причинам:

• из-за ошибок при проектировании структуры организации. Трудно точно прогнозировать задачи, которые будет

 

 

Глава 3

решать создаваемая организация. Трудно создать структуру, которая до деталей соответствовала бы объему будущей деятельности;

• задачи и деятельность организации непрерывно меняются. Поскольку структура организации не может постоянно изменяться, возникает ее естественное несоответствие деятельности. Чем меньше гибкости проявляет руководство организации, стремясь приспособить ее структуру к изменившимся требованиям, тем больше возникает конфликтов.

Например, в средней школе № 2 г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края проводился эксперимент по проблеме «Создание условий и отработка методик для физического развития и совершенствования учащихся на уроках физической культуры». Эксперимент в целом прошел успешно. Так, количество учащихся с нарушением осанки снизилось с 19% до 1,5%. Способствовало этому и введение в школе временной должности заместителя директора по эксперименту. Появление такой должности приводило структуру средней школы № 2 в соответствие с новыми задачами, связанными с экспериментом. Если бы должность заместителя директора школы по эксперименту не была введена, в администрации школы и учительском коллективе, скорее всего, возникли бы противоречия — из-за распределения дополнительной работы, прав и ответственности за результаты инноваций. Эти противоречия могли породить конфликты.

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальным уровнем функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации и отдельными работниками. Внешние функциональные связи школы должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа школы невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Функциональные связи между структурными подразделениями школы должны соответствовать деятельности и объективным законам самой школы. Этим же требованиям должны соответствовать производственные

 

 

 

 

— Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах

отношения между отдельными членами педагогического коллектива, администрацией, учениками.

Например, нечеткое распределение обязанностей, прав и ответственности между директором и завучами школы объективно создает предконфликтные ситуации во взаимоотношениях между ними, что, в свою очередь, приводит к возникновению противоречий, нередко заканчивающихся конфликтами между руководством школы и учителями из-за того, что каждый понимает права и обязанности по-своему.

Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника занимаемой должности по профессиональным, нравственным и другим качествам. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта. Требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Они будут вызваны тем, что ошибки, допускаемые этим работником, затрагивают интересы всех, кто с ним взаимодействует. Чем выше нравственные и профессиональные качества всех сотрудников общеобразовательной школы — от уборщицы до директора, — тем меньше в школе конфликтов.

Например, директор назначает исходя из личных симпатий заместителем по хозяйственной части своего двоюродного брата, не имеющего никакого опыта работы в этой сфере. Такое назначение объективно чревато конфликтами между этим завхозом и всеми, с кем ему придется взаимодействовать.

Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения производственных и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между руководителями и исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также чревато конфликтом.

Например, конфликт между директором школы и учителями. В школе трагедия: ударом тока убило девятикласс-

 

 

Глава 3

ницу. Чтобы вызвать эмоциональный шок и заставить безусловно выполнять правила безопасности в обращении с при-борами под напряжением, директор принимает нестандартное и жесткое решение. Гроб с телом убитой поставили в спортивном зале школы и под звуки траурной музыки учителя провели мимо гроба всех школьников — от первого до выпускного классов. Группа учителей сочла это решение опасным и недопустимым и выступила против. Решение директора поддержало меньшее число учителей (В. Журавлев, 1995).

Качество управленческих решений в сфере образования должно оцениваться не только по их предметной компетентности, но и по тому конфликтному потенциалу, который они содержат. Чем более масштабен характер решений, тем более тщательную конфликтологическую экспертизу они должны проходить.

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работников — 33%, из-за неправильного подбора кадров — 15% (В. Рубахин, А. Филиппов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут стать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах, в том числе и педагогических.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: